Сравнительный анализ товарных знаков

// Определим сходство названий, логотипов, брендов

Сравнительный анализ товарных знаков и брендов

Или задать вопрос в WhatsApp и Telegram

// Преимущества

Почему ВАЖНО провести сравнительный анализ

До подачи заявки в «Роспатент»
Свидетельство на бренд не будет выдано, если в госреестре товарных знаков есть похожий бренд. Необходимо сделать поиск аналогичных знаков по нужным классам МКТУ и по однородным. После этого проводится анализ степени сходства.
Другая компания использует товарный знак, похожий на ваш
Анализ двух знаков позволит определить степень их сходства для оформления претензии и подачи иска в суд. Паразитирование на репутации чужих товарных знаков – это частое нарушение в сфере интеллектуальной собственности.
Если вы получили досудебную претензию от другого лица
Если вы получили досудебную претензию от другого лица, обвиняющего вас в незаконном использовании товарного знака, близкого по виду к его бренду. Сопоставление знаков установит обоснованность его требований.
// Наша задача - успешная регистрация вашего бренда

Ежегодно регистрируем 500+ товарных знаков для российских и международных заявителей

// Узнайте, можно ли зарегистрировать ваш бренд

Бесплатно проверим ваше название по реестру товарных знаков

Использование незарегистрированного бренда делает бизнес уязвимым, ваше название могут скопировать конкуренты, либо вы можете нарушать чужие права на товарный знак.

Бесплатная проверка позволяет узнать о рисках еще до начала сотрудничества. Патентный поверенный проведет анализ:

  • По реестру товарных знаков ФГБУ ФИПС Роспатент
  • По реестру международных товарных знаков ВОИС (WIPO)
  • Соответствие ст. 1483 ГК РФ

Уже через 20 минут вы узнаете вероятность успешной регистрации и получите рекомендации поверенного.

Автор

Бондарева Ольга

Патентный поверенный №2104
Патентная деятельность с 2010 года. Основные направления - регистрация товарных знаков, патентование в области инженерии, приборостроения, медицины, фармацевтики, регистрация программ ЭВМ.

Споры Товарные знаки

Сравнительный анализ товарных знаков

Сравнительный анализ товарных знаков включает в себя элементы лингвистической экспертизы и должен учитывать юридические аспекты предоставления правовой охраны брендам. Основные критерии для определения сходства обозначений подробно описаны в регламентах «Роспатента». Методика сравнения аналогична той, которую используют эксперты этого ведомства при проверке заявок для регистрации товарных знаков. В этой статье мы расскажем о том, как проводится сравнительный анализ с примерами судебных споров.

В каких случаях проводится анализ

Сравнение товарных знаков необходимо в следующих целях:

  • Перед подачей заявки на регистрацию в «Роспатент». Свидетельство на бренд не будет выдано, если в государственном реестре товарных знаков есть похожие товарные знаки. Сначала нужно сделать поиск аналогичных товарных знаков по тем классам товаров/услуг, которые будут указаны в заявке, а также по однородным (о них будет рассказано далее). После этого проводится анализ степени сходства заявляемого и найденных знаков, которые могут стать препятствием для регистрации.
  • Когда другой предприниматель использует товарный знак, похожий на ваш. Анализ двух знаков позволит определить степень их сходства для оформления претензии и подачи иска в суд. Паразитирование на репутации чужих товарных знаков – это частое нарушение в сфере интеллектуальной собственности.
  • Если вы получили досудебную претензию от другого лица, обвиняющего вас в незаконном использовании товарного знака, близкого по виду к его бренду. Сопоставление знаков установит обоснованность его требований.

Сходство до степени смешения

Когда проводится сравнительный анализ товарных знаков, ключевым является такой термин, как сходство до степени смешения. Что он означает?

Если потребитель может принять один товарный знак за другой, принадлежащий иному производителю, то возникает угроза смешения двух брендов на рынке. Это является нарушением п.6 статьи 1483 Гражданского кодекса, так как основная функция товарного знака – это различение производителей.

При этом вероятность смешения оценивается с обывательской точки зрения и зависит главным образом от общего впечатления, создаваемого похожими товарными знаками. Они могут отличаться друг от друга в деталях. Но если возникает хотя бы умозрительная вероятность того, что покупатель свяжет оба знака с одним и тем же производителем, то это является сходством до степени смешения. Риск смешения возрастает в тех случаях, когда один из брендов очень популярен на рынке.

Методика анализа

Сравнение товарных знаков производится по методическому руководству, разработанному «Роспатентом». Сходство может быть трех типов – они описаны на схеме ниже.

Совпадение при этом может быть частичным, а не полным. В некоторых случаях выявляется сходство сразу по нескольким критериям.

Если знак комбинированный или содержит несколько слов, то сравнение производится как для отдельных элементов, так и для всего обозначения в целом. В первую очередь учитывается сходство сильных элементов товарного знака, то есть тех, которые оказывают на потребителя наибольшее впечатление и служат для идентификации производителя. Совпадение неохраняемых элементов можно не принимать во внимание, так как государственная охрана им все равно не предоставляется – их могут использовать любые предприниматели.

Полное тождество (совпадение) знаков

Полное совпадение, или тождество двух товарных знаков, – это крайний случай сходства до степени смешения. При этом знаки являются полной копией друг друга во всех деталях.

Установить тождество не представляет никаких трудностей даже для неспециалиста в области патентного права. Полное совпадение может выявиться на этапе подачи заявки в «Роспатент» или в результате недобросовестной конкуренции, при появлении контрафактной продукции на рынке.

Знак, полностью тождественный ранее зарегистрированному, не может получить правовую охрану. Следует отметить, что вероятность возникновения такой ситуации в настоящее время очень высока, так как государственный реестр «Роспатента» включает более 400 тысяч действующих регистраций (для сравнения, в русском языке содержится около 200 тысяч слов). Практически все наиболее употребляемые слова уже зарегистрированы как товарные знаки.

Узнать подробнее о проверке бренда перед его регистрацией в «Роспатенте».

Производителя контрафакта можно привлечь к одному из видов ответственности: гражданской, административной, уголовной. О том, как это сделать, подробно описано в другой статье нашего блога «Как получить компенсацию за незаконное использование товарного знака».

Однородные классы МКТУ

Товарные знаки регистрируются для определенных товаров и услуг, сгруппированных в Международном классификаторе МКТУ. Если два бренда используются для разных видов товаров, которые не смешиваются друг с другом, то это не является нарушением. Пример таких регистраций приведен ниже.

Товарный знак №343496, зарегистрирован для 14, 18, 25, 35, 40, 42 классов (в основном одежда и ее пошив)
Товарный знак №724290, зарегистрирован для 30 класса МКТУ – мороженое и лед
Товарный знак №793934, зарегистрирован для 29 класса МКТУ – молоко и сыры.

Во всех трех знаках используется одинаковый «сильный» словесный элемент – «Снежная королева», но так как их владельцы занимаются реализацией совершенно разных товаров, то нет риска их смешения в глазах потребителей.

Однако некоторые классы МКТУ могут быть связаны между собой. Они называются однородными. Поэтому при проведении анализа товарных знаков нужно учитывать смежную область производства, когда покупать может решить, что знаки относятся к одному и тому же правообладателю.

Так, например, в 2005 г. суд признал незаконной регистрацию знака «AMRO Невское», которое использовалось для маркировки соленой и сушеной рыбы, фисташек и креветок. Дело в том, что ранее уже был зарегистрирован товарный знак для пива «Невское». Суд учел широкую популярность этого товарного знака и то, что бренд «AMRO Невское» используется для сопутствующих товаров – закуски к пиву. Потребитель может спутать этих двух производителей, а владелец «AMRO Невское» незаконно паразитирует на чужой популярности.

К однородным могут быть отнесены классы, указанные на схеме ниже (шрифтом черного цвета обозначен основной класс, а красного – однородные классы).

Однородные классы МКТУ

Фонетическое сходство

Товарные знаки могут быть признаны похожими, если в них совпадают:

  • отдельные звуки и их расположение в названии бренда;
  • слоги и их число, расположение;
  • состав гласных и согласных букв;
  • ударение;
  • отдельные части слов (возможно вхождение одного слова в другое).

При этом учитывается именно звуковое сходство, а не написание. Например, знаки «Tide» и «Taid» являются недопустимо сходными, так как второе слово может произноситься как транскрипция первого.

Пример. На регистрацию в «Роспатент» был заявлен товарный знак «Balina» (заявка №2011733376), изображение которого приведено ниже. В заявке были указаны 14,18 и 35 классы МКТУ.

«Роспатент» отказал заявителю в регистрации на основании того, что в государственном реестре уже есть бренд «BALLIN» (18, 25 и 35 классы МКТУ), правообладателем которого является итальянская компания. Знаки сходны по фонетическому признаку в одинаковых классах – 18 и 35. Позицию «Роспатента» поддержал и СИП – Суд по интеллектуальным правам.

Заявитель откорректировал перечень МКТУ, сократив его только до одного класса – 14-го (ювелирные изделия), в котором его деятельность не пересекается с итальянским производителем. В результате удалось преодолеть отказ от патентного ведомства и свидетельство было получено.

Визуальное сходство

При оценке графического сходства товарных знаков учитывается целый комплекс параметров:

  • одинаковое начертание букв, цифр и знаков;
  • взаимное расположение элементов и общая композиция;
  • использование одних и тех же или похожих цветов;
  • идентичный характер симметрии.

Визуальное сходство проверяется как для графических знаков (логотипов), так и для словесных, комбинированных. В первую очередь учитываются сильные элементы брендов.

Так, например, в рассмотренном выше примере с брендом «Невское» противопоставленный знак имел и графический элемент в виде овала.

Товарный знак «AMRO НЕВСКОЕ»

Но поскольку центральную часть этого комбинированного знака занимает надпись, то сходство до степени смешения с брендом «Невское» налицо. Графическое сходство заключается в использовании стандартного шрифта в обоих обозначениях.

Товарный знак пивоваренной компании «Балтика»

Если же противопоставленный знак выполнен оригинальным способом, то сходство может отсутствовать, так как вероятность смешения будет очень низкой. Усиливает разницу также нетрадиционное словообразование и словосочетание. Такие товарные знаки не признаются сходными до степени смешения.

Эти товарные знаки зарегистрированы в одном и том же классе МКТУ – тридцатом (чай, напитки на основе чая)

Смысловое сходство

Даже если два товарных знака состоят из разных слов или элементов, они могут быть признаны конкурирующими, когда в них заложен одинаковый смысл или они вызывают одни и те же ассоциации.

При этом учитываются следующие факторы:

  • Совпадение заложенных идей и понятий на разных языках, например, на русском и на английском.
  • Совпадение тех элементов, на которые падает логическое ударение, то есть акцентируется внимание потребителя. Чаще всего смысловую нагрузку несут существительные, поэтому добавление прилагательного не делает знак уникальным.
  • Общий смысл и значение каждого отдельного слова в составных товарных знаках.

Так, могут быть признаны сходными по смыслу товарные знаки «Сладкая жизнь» и «Сахарная жизнь», зарегистрированные в одном и том же классе МКТУ.

Другой пример – дело, рассмотренное Верховным судом в 2021 г. Суд подтвердил отказ «Роспатента» по регистрации товарного знака «КАСКО ON/OFF» на имя АО «Альфастрахование» (дело №№ 300-ЭС21-7363). Заявка была оформлена для 36-го класса услуг, а элемент «КАСКО» не указан в качестве неохраняемого. Этот элемент напрямую называет род деятельности АО и не может служить для различения разных страховых компаний. Дополнительный элемент «ON/OFF» не изменяет общий смысл, заложенный в данном товарном знаке.

Предоставление правовой охраны этому бренду привело бы также к ущемлению интересов юридических лиц, которые ранее получили свидетельства на знаки «RENAULT РАЗУМНОЕ КАСКО», «Сравни КАСКО» и другие (в них слово «КАСКО» – неохраняемое).

Патентное бюро Ezybrand

Для проведения сравнительного анализа товарных знаков необходимо обладать специальными знаниями и навыками в области патентного права. Эксперты нашего патентного бюро Ezybrand квалифицированно оценят сходство до степени смешения, неправомерность чужой регистрации или использование бренда, похожего на ваш знак.

Наши опытные патентные поверенные предоставляют следующие виды услуг:

  • Проверка бренда на возможность его регистрации перед подачей заявки – поиск и анализ похожих товарных знаков, которые уже внесены в государственные реестры.
  • Предоставление рекомендаций по доработке товарного знака до охраноспособного вида.
  • Регистрация товарного знака «под ключ» – полное сопровождение от подачи заявки до получения государственного свидетельства.
  • Оформление аргументированного ответа на предварительный отказ от эксперта патентного ведомства, внесение изменений в заявку.
  • Оспаривание отказа «Роспатента» в Палате по патентным спорам и в Суде по интеллектуальным правам.

Автор

Бондарева Ольга

Патентный поверенный №2104
Патентная деятельность с 2010 года. Основные направления - регистрация товарных знаков, патентование в области инженерии, приборостроения, медицины, фармацевтики, регистрация программ ЭВМ.

Заказать бесплатную консультацию

Специалист подробно ответит на ваши вопросы, рассчитает стоимость и направит коммерческое предложение.


☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную консультацию

Остались вопросы?

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную проверку
по реестру товарных знаков

Пожалуйста, укажите наименование для проверки и контактные данные для получения результатов.

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.