Как танцору и хореографу защитить свои авторские права: инструкция к действию
Хореографическая постановка — результат творческого труда. Российское законодательство защищает авторские права на танец. В каких пределах он охраняется, как доказать свое авторство и защитить его, разберем в этой статье.
Что можно защитить авторскими правами
Понятия «танец» в российском законодательстве нет. Мы используем его как синоним «хореографическому произведению». А оно является объектом авторских прав. Об этом прямо говорится в пункте 1 статьи 1259 ГК РФ. При этом хореографическое произведение:
- должно быть создано в результате творческого труда;
- должно иметь выражение в объективной форме (в случае с танцем это публичное исполнение, сценарий постановки или видеозапись).
Авторское право на танец действует всю жизнь его создателя, то есть хореографа, и еще 70 лет после смерти (ст. 1281 ГК РФ). Затем произведение переходит в общественное достояние.
Итак, законом предусмотрена правовая защита хореографического произведения. Но это не все. Хореографы и танцевальные группы ведут коммерческую деятельность: выпускают мерч, гастролируют, заключают договоры с рекламодателями и агентами. Как и в случае с музыкантами и певцами, хореограф и исполнитель могут иметь свой личный бренд, защитить имя товарным знаком, внесением в международный реестр ISNI.
Перечислим объекты, которым можно дать правовую защиту:
- сценарий хореографического произведения – через депонирование авторских прав;
- видео с хореографической постановкой – через депонирование;
- логотип, название танцевальной группы, имя хореографа, исполнителя – через регистрацию товарного знака;
- имя, фамилию, псевдоним хореографа, танцора – путем внесения в международный реестр ISNI.
Во время первого обращения специалисты Ezybrand подробно расскажут вам, какие именно инструменты правовой защиты лучше использовать. Вы можете связаться с нами по телефону, e-mail или через мессенджеры.
Зачем фиксировать права на танец и бренд танцевальной группы
Автор и правообладатель могут:
- пресечь неправомерное копирование и использование хореографического произведения;
- защитить бренд группы, исполнителя, хореографа;
- вести коммерческую деятельность: выпускать мерч, заключать контракты на рекламу.
Законодательством предусмотрены разные виды наказаний за нарушение авторских прав на танец и исключительных прав на товарные знаки. Это не только принуждение к прекращению нарушения и восстановление прав, но и крупные штрафы. В случае с производством контрафакта это может быть компенсация 5 миллионов рублей или двойная стоимость нелегальной продукции (ст. 1515 ГК РФ). За нарушение авторских прав статьей 146 УК предусмотрены штрафы, принудительные работы и даже лишение свободы.
Нужно учитывать, что не только полное копирование, но и переработка без разрешения правообладателя является нарушением авторских прав на танец.
Пример судебного дела. Для создания танцевального произведения использовали хореографию балетмейстера Василия Вайнонена без разрешения его наследников и без выплаты им вознаграждения. Суды первой и кассационной инстанций решили, что хореографы опирались на балет Вайнонена, но создали новое самостоятельное произведение, поскольку изменили часть движений. Верховный суд РФ отменил эти решения. Он счел, что задумку автора сохранилась, значит, авторские права нарушены(дело №78-В08-20).
Законодательство других стран также защищает авторские права на танец. Немецкий балетмейстер Курт Йосс защитил от плагиата фрагмент своего балета. Его хореографию, авторскую постановку использовали в другом мюзикле. Кинокартина уже вышла в прокат, но хореограф через суд добился, чтобы сцену с танцем вырезали из фильма.
Депонирование хореографической постановки
По закону (п.4 ст.1259 ГК РФ), для защиты авторских прав их не нужно регистрировать. Но если возникнет конфликтная ситуация и свои интересы придется отстаивать через суд, наличие авторских прав все равно придется доказывать. Поэтому прибегают к процедуре депонирования — фиксации авторских прав. Для этого в авторское общество можно отправить экземпляр творческого произведения и получить свидетельство о депонировании. Оно фиксирует, кто является автором произведения. Если это сценарий постановки, то нужно отправить текст (можно вместе с изображениями), а для оперы — партитуру.
Чтобы возникли авторские права на танец, танцевальный номер должен не просто родиться в талантливой голове хореографа. Просто образов и идей недостаточно. Нужно их выражение в объективной форме (п.3 ст.1259). Если танец будет исполнен перед любым количеством зрителей, то он станет обнародованным и выраженным в объективной форме. Правда, факт такого исполнения также нужно будет доказать. Надежнее зафиксировать постановку на материальном носителе.
На практике существует два основных способа, как это сделать:
- детально прописанный сценарий хореографической постановки;
- видео с репетиции или исполнение готового номера.
Дополнительными доказательствами могут послужить фотографии и эскизы, на которых запечатлены танцевальные па и сцены.
Еще один важный момент по видеозаписям — это их творческий характер. Если третье лицо для создания видео используются оригинальные ракурсы, свет, монтаж, спецэффекты, то считается, что автор приложил творческие усилия. Если это просто видеозапись с камер наблюдения, без художественного вмешательства, то авторские права не возникают.
Эксперты Ezybrand вот уже 15 лет депонируют авторские права клиентов в РАО «Копирус». Процесс депонирования занимает от одного дня. Мы составляем заявку и вместе с ней отправляем сценарий хореографической постановки или видеозапись номера. В результате вы получите свидетельство о депонировании, которое фиксирует авторство.
Обратите внимание, что можно задепонировать видеозапись на хореографическую постановку. Это может быть как видео исполняемого на сцене танца, так и его репетиция. Другое дело видеозапись, которая представляет ценность сама по себе, как объект киноискусства. Без разрешения автора (руководителя постановки) никто не вправе использовать эту видеозапись. А правообладатель может, например, заключить договор с телевидением на демонстрацию видео в эфире.
Постановка танца на заказ
Существует несколько видов авторских прав. Один из них – нематериальный: право на авторство, на имя. Оно неотчуждаемо и всегда будет принадлежать хореографу. Другая составляющая — исключительное право на произведение. Права на него можно передавать через договоры отчуждения (ст. 1291 ГК РФ). Также автор (хореограф) и заказчик могут заключить договор авторского заказа. В нем тоже нужно оговорить переход исключительного права от исполнителя к заказчику.
Разберем на гипотетическом примере. Студия наняла хореографа и его попросили придумать танец для постановки. Нужно юридически правильно составить договор между заказчиком и исполнителем, чтобы в дальнейшем исключительные права на постановку принадлежали именно заказчику. Тогда он сможет демонстрировать танец, снимать видео, делать постановку в театре и распоряжаться другими способами. При этом все равно нужно будет указывать автора — кто является постановщиком номера. Если такой договор не составить, то хореограф сможет запретить заказчику в дальнейшем пользоваться его постановкой.
Договор авторского заказа на любое произведение можно оформить в патентном бюро Ezybrand.
Танец как часть другого произведения
Танец является и может демонстрироваться как самостоятельный результат творческого труда. Также он может выступать как часть произведения: композиции фигуриста или гимнастки, номера эстрадного исполнителя, спектакля, балета, оперы. Постановки — сложный объект авторского права. Они включают множество творческих составляющих: в том числе дизайн костюмов и декораций. Это тоже объекты авторских прав.
С танцами в составе произведений может возникнуть такая проблема: что, если хореограф поставит танец для спектакля, а затем передумает и запретит его демонстрацию (обнародование)? Согласно статье 1269 ГК РФ у автора действительно есть право на отзыв своего произведения до фактического обнародования, если он готов возместить убытки. Но пункт 2 этой статьи говорит о том, что право на отзыв не распространяется на произведения, которые входят в состав сложных. Также право на отзыв не действует для служебных произведений. Если хореограф является сотрудником театра, то произведение считается служебным.
Если нужно поставить танец как часть произведения, необходимо позаботиться о том, чтобы не нарушить чужие авторские права на хореографию. Для номера российской фигуристки Алины Загитовой постановщик без разрешения позаимствовал хореографию американского автора. Несмотря на то, что движения на льду по-своему специфичны, хореограф заявил претензию о плагиате. Инцидент удалось уладить, стороны договорились между собой. Но этот случай наглядно показывает, как можно нарушить авторские права на танец. Нельзя заимствовать хореографию, даже видоизмененную, ни отечественных, ни зарубежных балетмейстеров без заключения письменного договора.
Регистрация имени или псевдонима хореографа, танцора в ISNI
Аббревиатура ISNI переводится с английского как Международный стандартный идентификатор имен. В реестр вносят псевдонимы, имена и фамилии.
Авторам присваивают уникальные 16-значные идентификационные номера. У каждого автора в реестре есть профиль. В него вносят информацию о созданных им произведениях. Можно добавлять ссылки на разные площадки, где размещен авторский контент. Регистрация в ISNI не означает запрет другим использовать такое же имя или псевдоним. Но с помощью реестра можно подтвердить, какое произведение создано именно этим автором. Данные находятся в открытом доступе. Информация из официального реестра может использоваться как аргумент при судебных спорах о плагиате.
Представительство ISNI в России носит название Идентификационное агентство (ИДА). Его свидетельство действительно в 189 странах. Свои имена и псевдонимы в международный реестр вносят писатели, музыканты, а также артисты и хореографы. Среди них – Николай Цискаридзе (0000 0000 3407 1991) и Михаил Барышников (0000 0000 8793 7250).
Эксперты Ezybrand помогут вам зарегистрировать свое имя в международном реестре ISNI. Процесс включает заполнение онлайн-анкеты. В ней нужно указать настоящее имя, отчество и фамилию, дату, место рождения, заполнить информацию о произведении: его тип (танец, музыка), название, роль заявителя в создании (автор, исполнитель, режиссер). Стоимость регистрации составляет 2,5 тыс. рублей. Через две недели вы получите сертификат о регистрации в системе.
Товарный знак на название танцевальной группы
Товарный знак — это уникальное обозначение, которое имеет правовую защиту. Тот, кто получает государственное свидетельство на бренд, становится владельцем исключительных прав. Такое лицо может «сдать товарный знак в аренду» по лицензионному договору (то есть предоставить право на его использование на время), «продать» по договору отчуждения. Использовать чужой товарный знак без согласия правообладателя нельзя. В случае нарушений суд может взыскать крупную компенсацию: до 5 млн. рублей по ст.1515 ГК РФ.
В статье 1482 ГК РФ перечислены виды товарных знаков. Название танцевальной группы — это словесный товарный знак. Логотип с изображением — изобразительный. Если добавить к лого подпись или сделать стилизованное название — это будет комбинированный знак.

Также можно получить товарный знак на имя, фамилию, псевдоним хореографа-постановщика или танцора. Это так называемые личные бренды. Они охраняются законом, как и любые другие товарные знаки. Такой бренд, включающий имя и фамилию, есть у артиста балета Николая Цискаридзе (свидетельство №813222), у основательницы и художественного руководителя коллектива «Тодес» Аллы Духовой (№219671).

Чтобы зарегистрировать название танцевальной группы, имя или логотип, они должны быть оригинальными: полностью или даже частично не повторять аналогичные товарные знаки для аналогичных товаров и услуг. Другими словами, не должны совпадать так называемые классы международной классификации (МКТУ), которые указывают в заявке на регистрацию.
Воспользоваться сервисом подбора классов можно на нашем сайте здесь.
Чтобы определить, существуют ли аналогичные зарегистрированные товарные знаки, нужно сделать проверку по реестрам государственного органа — Роспатента. Наши эксперты проверят ваш бренд по официальным реестрам за один день. Вы получите отчет, в котором будут подробно описаны риски отказа от Роспатента. Также на нашем сайте есть сервис для самостоятельной предварительной проверки названий. Как показывает практика 80% названий уже зарегистрировано.
В нашей команде работает профессиональный неймер и дизайнер. Эти специалисты придумают для вас оригинальное название, логотип или доработают ваш бренд. Результат их работы проверит патентный поверенный, благодаря чему шансы на успешную регистрацию будут до 99%. Мы отправим вашу заявку в патентное ведомство и получим для вас государственное свидетельство в самые сжатые сроки.
По каждой заявке Роспатент проводит тщательную экспертизу и выносит решение. Процесс регистрации товарного знака предусматривает уплату ряда пошлин. Их суммарная минимальная сумма составляет 35 тыс. рублей.
Мы берем на себя весь процесс делопроизводства: от подачи заявки, расчета пошлин до работы с запросами экспертов ведомства и получения свидетельства. Подробнее об услуге регистрации товарного знака «под ключ» можно узнать здесь.
Резюмируем
Танец (хореографическая постановка) — это полноценный объект авторского права.
- Чтобы зафиксировать авторские права на танец, можно использовать простую и недорогую процедуру депонирования.
- Еще один инструмент подтверждения и защиты авторства — внесение в реестр ISNI вашего имени или сценического псевдонима.
- Помимо танца можно получить товарный знак и коммерциализировать свой бренд.
Правовая защита авторских прав на танец и исключительных прав на товарные знаки позволяет отстоять свои интересы в суде в случае плагиата.
Первый этап действий зависит от статуса правообладателя и нарушителя. Если это спор между физическими лицами, то можно сразу обращаться в суд общей юрисдикции. Если нарушитель и правообладатель предприниматели или юридические лица, то сначала нужно направить досудебную претензию. В ней излагают суть нарушения и требования. Если ответа не будет, то можно обратиться в суд.
Музыка (с текстом или без) — это объект авторских прав. Они действуют всю жизнь автора и еще 70 лет после. Если этот срок прошел и музыкальное произведение перешло в общественное достояние, то это уже музыка для танцев «без авторских прав».
Но нужно учитывать, что могут действовать смежные права исполнителей. Например, если современный оркестр исполнил произведение Моцарта, то ее нельзя использовать без разрешения продюсера оркестра. Права исполнителей защищены законом (ст. 1318 ГК РФ).
Делать постановки, например, под музыку Игоря Крутого, Ивана Бурляева, Кирилла Рихтера можно только после письменного согласия композитора, поскольку эти произведения — объекты авторских прав.
Российское законодательство не содержит четкого определения и критериев творческой деятельности. Считается, что хореографическая постановка создана творческим трудом априори, если не доказано обратное, то есть действует презумпция творчества. Судья может назначить экспертизу, которую проведут специалисты в области хореографического искусства и авторских прав.
Да, это возможно. Костюмы и декорации тоже относятся к объектам авторских прав. Мы занимаемся депонированием самых разных объектов интеллектуальной собственности. В случае с дизайном танцевальных костюмов, в РАО «Копирус» можно отправить их эскизы или фотографии.
Согласно пункту 7 статьи 1259 ГК РФ, авторскими правами охраняется не только все произведение, но и его часть, если ее можно признать самостоятельным результатом творческого труда. Так, отдельный персонаж имеет защиту, равно как и все литературное произведение.
С хореографической постановкой все не так однозначно. Авторские права распространяются на танец, но имеют ли правовую охрану отдельные па или танцевальные связки, решается в каждом случае отдельно. Нужно будет обосновать, почему они являются самостоятельным произведением.
Все хореографы, кто участвовал в создании творческого произведения, являются соавторами, при этом неважно, какой вклад внес каждый из них.