Антимонопольный закон для маркетплейсов: планируемые изменения для участников рынка
В июне 2023 года Госдума одобрила в последнем чтении, а в июле 2023 года Президент РФ подписал законопроект об антимонопольном регулировании маркетплейсов. Документ был опубликован на официальном портале publication.pravo.gov.ru.
Законопроектом планировалось внести важные изменения в действующий Закон “О защите конкуренции”, что позволило бы защитить селлеров от невыгодных условий торговли, навязанных крупными торговыми площадками, а также предотвратить необоснованный рост цен на товары и ограничение потребителей в выборе. Новые меры должны были вступить в силу с 1 сентября 2023 года, но в итоге регуляторы посчитали их принятие преждевременным.
Почему был разработан законопроект
Ежегодно селлеры подают на маркетплейсы тысячи жалоб. Жалуются в службы поддержки платформ, ФАС, Роспотребнадзор, Комиссию при Минпромторге. А если не могут добиться удовлетворительного решения в административном порядке, идут в суды.
Большая часть претензий связана с несправедливыми условиями торговли, частыми изменениями комиссий за хранение и доставку товаров, навязыванием участия в акциях, необоснованным начислением штрафов. Многие селлеры считают, что крупные площадки злоупотребляют своим положением на рынке и вводят правила, которые выгодны только им, а не продавцам и потребителям. Поэтому необходимость внесения изменений в антимонопольное законодательство давно назрела.
В марте 2023 года произошёл серьёзный конфликт между Wildberries и его партнёрами. Как отметили представители маркетплейса, их внутренний алгоритм проанализировал ситуации с возвратами продукции из-за брака или порчи и пришёл к выводу, что в большинстве случаев в этом виноваты владельцы ПВЗ. В результате Wildberries ввёл для владельцев ПВЗ штрафы в размере 100% стоимости возвращённых товаров.
Партнёры устроили забастовку из-за такого нововведения, и маркетплейс стал расторгать с ними договоры. Массовые жалобы владельцев ПВЗ в госорганы привели к тому, что на проблему обратили внимание в Госдуме.
Главные новшества законопроекта
В Законе “О защите конкуренции” появилось новое понятие “сетевой эффект”. Это свойство, при котором ценность цифровой платформы для потребителей изменяется в зависимости от количества продавцов и покупателей, проводящих через неё сделки. Понятие было введено для того, чтобы ФАС могла оценивать, насколько у маркетплейсов есть возможность оказывать решающее влияние на условия торговли и устранять с рынка конкурентов.
Законопроект запрещает монополистическую деятельность для цифровых платформ, подпадающих под критерии “доминирующего положения на рынке”. Таких критериев два:
- размер годовой выручки более 2 млрд рублей;
- доля проходящих через площадку сделок составляет более 35% от общего рынка.
Фактически, если изменения вступят в силу, то они затронут всех крупных игроков рынка: Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, Мегамаркет, Магнит Маркет и др.
Для маркетплейсов ввели следующие запреты:
- устанавливать предельно низкие и высокие цены на товары продавцов, а также на свои услуги;
- устанавливать разные цены на один и тот же товар;
- отказывать партнёрам в заключении соглашений по необоснованным причинам, а также навязывать невыгодные условия сотрудничества;
- необоснованно прекращать или сокращать продажу продукции, которая пользуется спросом;
- необоснованно снимать товары с продажи, если это приведёт к росту цен;
- создавать дискриминацию селлеров, в частности, препятствовать им присоединяться к площадке или прекращать сотрудничество.
Кроме того, маркетплейсы будут обязаны согласовывать с антимонопольным органом сделки, сумма которых превышает 7 млрд. рублей. При этом ФАС получила право назначать экспертизу, а её результаты учитывать при принятии решения.
Возможные последствия при вступлении антимонопольного закона в силу
Задумка авторов законопроекта заключалась в том, чтобы защитить права добросовестных участников рынка e-commerce и предотвратить злоупотребления со стороны маркетплейсов. Так, в случае выявления проблем ФАС будет выносить предписания об их устранении, а при неисполнении требований – возбуждать дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Чтобы избежать проверок и штрафов, крупные площадки будут вынуждены пересмотреть свои подходы к работе с селлерами. Вводить дискриминационные правила станет рискованно и невыгодно.
Вместо концентрации рынка в руках 3-5 крупных игроков появятся новые платформы, предлагающие потребителям большее разнообразие товаров, цен и лучший сервис, поскольку малые и средние маркетплейсы не будут подпадать под новые ограничения, в отличие от компаний, занимающих доминирующее положение.
В то же время, законопроект несёт в себе риски для селлеров. Например, из-за запрета на установление маркетплейсом предельно низких цен многие продавцы будут вынуждены увеличить стоимость своей продукции. Это может плохо отразиться на их конкурентоспособности и даже привести к уходу с площадок.
Кроме того, маркетплейсы могут повысить требования к качеству товаров или сервису, чтобы компенсировать свои потери. Это также лишит некоторых продавцов возможности вести бизнес на цифровых платформах.
Однозначные выводы о пользе антимонопольного закона можно будет сделать только в случае вступления изменений в силу.
👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!