Маркетплейсы Товарные знаки
Договор с маркетплейсом

Договор с маркетплейсом

Маркетплейсы становятся все более привлекательными как для покупателей, так и для продавцов. Приобретать на них товары удобно: пункты выдачи в городе обычно находятся в шаговой доступности. Торговые площадки работают только с самозанятыми, ИП и организациями. Для того, чтобы начать продажи на маркетплейсе, с ним нужно заключить договор (соглашение). Его предметом являются действия торговой площадки и продавца-предпринимателя по реализации товаров.

Типы договоров при работе с маркетплейсами

Договор продавцов с маркетплейсами оформляется в электронном формате. Это агентский договор (ст. 1005 ГК РФ). По его условиям маркетплейс выступает агентом, а продавец – принципалом. Это значит, что торговая площадка размещает товары селлера и продает их от его имени и за его счет. Таким образом, маркетплейс – это посредник между покупателем и продавцом. При этом торговая площадка берет ответственность за сервис, а продавец – за товары.

Если маркетплейс будет взаимодействовать с другими компаниями (например, для доставки товара), то он заключит договор сам, а счет на оплату за эту услугу и свои комиссионные направит селлеру.

Как заключить договор с маркетплейсом

Для заключения договора с маркетплейсом (Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет и др.) продавцу нужно перейти в личный кабинет селлера и принять оферту торговой площадки. Нужно представить ряд документов, включая ИНН. По номеру ИНН будет установлено, имеет ли предприниматель действующий статус самозанятого или ИП, или представляет организацию.

Продавцы могут работать на торговых площадках по двум основным моделям. Это FBS (Fulfillment By Seller) и FBO (Fulfillment By Operator).

При FBS продавец хранит товары на своем складе. После заказа покупателем товара маркетплейс направляет селлеру уведомление. Продавец обязан собрать заказ и доставить его в сортировочный центр или пункт приема заказов. Работать по этой модели дешевле. Другим ее плюсом является то, что представленные на различных маркетплейсах товары находятся в одном месте. Это позволяет понять какой товар и на каких Интернет-площадках лучше покупается.

Однако продавцу дается ограниченное время на сборку, упаковку и доставку товара. При нарушении сроков применяются штрафные санкции. Например, по условиям FBS от Wildberries продавец должен произвести доставку на склад площадки в течение 36 часов. Штрафы зависят от времени просрочки и начисляются в процентах от стоимости непоставленных в срок позиций. Кроме того, при FBS продавец самостоятельно обрабатывает возвраты товаров. При всех неудобствах, плюсом этого является то, что в случае возврата селлер может качественно переупаковать их.

При работе по модели FBO маркетплейс возьмет на себя логистику, упаковку и доставку товаров, осуществит их возврат от покупателя. Продавец должен определенным образом маркировать свою продукцию и доставить на склад маркетплейса. Преимуществом FBO являются сокращенные сроки доставки. При этом покупатели часто обращают на них внимание, а торговые площадки при показе товаров также учитывают этот фактор. Плюсом является отсутствие необходимости хранения на складе селлера.

Однако FBO дороже, чем FBS. Не все маркетплейсы работают по этой модели с самозанятыми. Например, Яндекс Маркет самозанятым ее не предлагает. Кроме того, при работе по этой схеме деньги «заморожены» в товарах до их реализации. Селлер может их вернуть при низких продажах, но условия возврата для него невыгодны. Также, так как все возвраты обрабатываются маркетплейсом самостоятельно, товары могут быть некачественно переупакованы и потерять товарный вид.

Селлеры могут также заключить договоры с маркетплейсами на продвижение своих товаров. Кроме того, торговые площадки предлагают им участие в разнообразных акциях. Это, например скидки по промокоду, за сумму покупки, за повторные покупки и т.д.

В ряде случаев на маркетплейсах товары приходится продавать ниже себестоимости. Это происходит, например, если селлер работает по схеме FBO, а его товары долго не продаются и платить за хранение становится невыгодно.  Установка таких демпинговых цен привлекает покупателей, а продавцу они компенсируются различными способами: например, топовой выдачей карточек товаров с низкой стоимостью по сравнению с аналогами.

Товарный знак для маркетплейсов: нужен или нет?

Стать правообладателям товарного знака престижно. Это позволяет не только легально применять бренд в предпринимательской деятельности, но и защитить его от использования другими лицами. При работе на маркетплейсах незаконное использование чужих товарных знаков встречается довольно часто. В частности, таким образом селлеры пытаются продать свои товары под раскрученным кем-то именем. Более того, так называемые патентные тролли регистрируют на себя множество звучных брендов, а затем предъявляют судебные иски о незаконном использовании товарного знака другими предпринимателями. Размер требований достигает 5 млн. рублей по статье 1515 ГК РФ.

Для защиты уникального бренда при работе на популярных маркетплейсах предприниматель может обратиться в патентное бюро Ezybrand. Наши патентные поверенные придумают название вашему бизнесу, создадут оригинальный логотип и зарегистрируют товарный знак в Роспатенте.

Рассказываем про интеллектуальные права, кратко освещаем важные новости для бизнеса и делимся результатами своей работы.
👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Автор
Регина Баймурзина
Специалист в области интеллектуальных прав, редактор, контент-мейкер.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем файлы cookie из вашего браузера, чтобы улучшить отображение и работу сайта.
Подробнее

Заказать бесплатную консультацию

Специалист подробно ответит на ваши вопросы, рассчитает стоимость и направит коммерческое предложение.


☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную консультацию

Обсудим вашу задачу?

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную проверку
по реестру товарных знаков

Пожалуйста, укажите наименование для проверки и контактные данные для получения результатов.

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.