Товарные знаки

Коммерциализация товарных знаков

Владение товарным знаком, с одной стороны, устанавливает монопольные права на его использование в бизнесе, а с другой – позволяет коммерциализировать бренд, то есть получить дополнительную прибыль за счет наделения такими правами других участников рынка. Для производителя, приобретающего исключительные права, выгода заключается в том, что он может сделать свою продукцию более привлекательной за счет популярного товарного знака или логотипа. Какие виды коммерциализации товарного знака предусмотрены российским законодательством – об этом наша сегодняшняя статья.

Цели коммерциализации

Коммерциализация товарных знаков может проводиться в следующих целях:

  • Расширение бизнеса, географии производства и продаж. Товарный знак в другой стране регистрируется на имя правообладателя, а передача прав на него местным производителям осуществляется по договору лицензии или по франшизе.
  • Получение дополнительной прибыли от продажи лицензий. Особенно актуально это для имиджевых товаров, ценность которых в обществе определяется главным образом популярностью бренда и маркетинговой политикой компании. Дополнительные денежные потоки можно направить на развитие бизнеса.
  • Усиление рекламной функции. Передача прав на товарный знак способствует его распространению на рынке и по существу является бесплатной рекламой.

В некоторых случаях передача прав на товарный знак имеет первостепенное значение для компаний, работающих в области высоких технологий. Часто такие разработчики не имеют собственных производственных мощностей, а размещает заказы по контракту на заводах других производителей. Это позволяет сократить капитальные расходы на производственные мощности и сконцентрироваться на инженерной деятельности (так называемые «бесфабричные компании»).

При этом выпуск своей наукоемкой продукции бесфабричные компании могут наладить в странах с дешевой рабочей силой, например, в Китае, Малайзии, на Филиппинах.

Аналогично права на товарные знаки могут предоставляться производственным компаниям, которые выпускают мерчандайз – одежду, игрушки, сувениры и другую продукцию, маркированную личными брендами или товарными знаками, зарегистрированными для персонажей из области искусства.

Так, например, компания Disney передает права на использование своих товарных знаков и логотипов по всему миру. Сам бренд, а также изображения мультипликационных героев применяются при производстве одежды, головных уборов и игрушек, причем их дизайн может быть изменен с учетом местных предпочтений потребителей. Российской писательницей Александрой Марининой заключен лицензионный договор с издательством «ЭКСМО», по которому она разрешает использовать свой личный бренд (товарный знак №249058) для выпуска и реализации печатной продукции.

Формы коммерциализации товарных знаков

Существуют разные способы коммерциализации товарных знаков:

  • Заключение лицензионных договоров, на основании которых лицензиар, правообладатель товарного знака, разрешает его использование лицензиату на определенных условиях.
  • Полная продажа прав – отчуждение товарного знака другому лицу.
  • Заключение договора коммерческой концессии, или, выражаясь более общепринятым в предпринимательской среде термином, договора франшизы.

Среди них наиболее важную роль играет лицензирование – заключение лицензионных договоров или продажа лицензий.

Права на использование товарного знака можно передать как на все виды товаров/услуг, для которых он зарегистрирован, так и для части из них. Таким образом, права на бренд могут быть переуступлены одному или более лицам в отношении различных товаров (полные или частичные лицензии, а также договоры отчуждения).

Лицензионный договор

При выдаче лицензии правообладатель сохраняет за собой право на использование своего товарного знака. Одновременно такое право передается лицензиату, который должен уплатить ему лицензионные отчисления. Такая схема применяется не только для зарубежных компаний, которые приходят на местные национальные рынки.

Лицензия может предоставляться нескольким производителям на одной и той же территории. В таком случае она является неисключительной.

Если право на использование передается только одному лицензиату, то договор должен быть квалифицирован как исключительная лицензия.

Лицензирование товарного знака – это по сути «сдача в аренду» прав на товарный знак. Период, на который предоставляются такие права, территория, способы использования и размер и способ выплаты вознаграждения – это основные условия лицензии, без которых договор не имеет юридической силы.

Лицензиат, при согласии лицензиара, также может предоставлять права на использование товарного знака третьим лицам. В этом случае заключается сублицензионный договор.

Вариантами лицензирования товарного знака могут быть:

  • предоставление права на использование бренда для линейки продукции;
  • разрешение на нанесение товарного знака в качестве маркировки на продукцию лицензиата;
  • предоставление права на использование товарного знака на другой территории или для нового продукта в сотрудничестве с лицензиаром;
  • создание новой торговой марки совместно с целью расширения линейки продуктов.

Чаще всего по лицензии предоставляется право на использование знаков для товаров, которые относятся к продуктам питания, напиткам, табачным изделиям, одежде и обуви, услугам розничной торговли и коммуникаций.

Франчайзинг

Коммерциализация товарного знака в составе договора франшизы предусматривает не только передачу прав на бренд, но и других элементов бизнеса:

  • патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
  • фирменный стиль;
  • ноу-хау (секреты производства);
  • коммерческая информация (контакты поставщиков, система управления);
  • техническая помощь: поставка и наладка необходимого оборудования, обучение персонала, централизованное снабжение материалами, комплектующими и другие виды помощи.

За рубежом франшизу еще называют комплексной предпринимательской лицензией, такое название позволяет лучше охарактеризовать ее сущность. Обязательным предметом франшизы является товарный знак, условия предоставления прав на который аналогичны лицензионному договору. Остальные элементы бизнеса передаются опционально.

В качестве примера можно привести самую крупную в мире франчайзинговую сеть – рестораны фастфуда и быстрого питания «Макдональдс». Эта компания имеет более 30 тысяч точек общепита по всему миру, более 90% из них управляются по системе франчайзи.

Заключение договора франшизы дает возможность работы под известным именем, что позволяет сразу привлечь большое количество потребителей. Однако при сотрудничестве с крупными компаниями-франшизодателями условия договора могут быть менее гибкими.

Отчуждение товарного знака

Продажа прав на товарный знак по договору отчуждения предусматривает их полный переход к принимающей стороне, при этом прежний владелец такие права утрачивает. Обычно это происходит в тех случаях, когда правообладатель больше не заинтересован в данном бизнесе или при ликвидации юридического лица.

Отчуждение товарного знака, как и договор лицензии, не могут быть безвозмездными, так как сделки дарения между юридическими лицами запрещены.

Права на товарный знак могут передаваться многократно, а их передача совершается в момент государственной регистрации договора в ФГБУ «ФИПС» («Роспатенте»).

Регистрация передачи прав по договору

Все виды договоров, перечисленные выше, должны быть зарегистрированы в патентном ведомстве, при этом в Государственный реестр товарных знаков вносится соответствующая запись об изменении владельца или лицензии. Для регистрации договора в «Роспатент» необходимо подать заявление установленного образца, приложить к нему экземпляр соглашения и оплатить государственную пошлину.

Размер государственных пошлин при подаче бумажной заявки на регистрацию договора в отношении одного товарного знака составляет:

  • лицензия, сублицензия и отчуждение – 13 500 рублей;
  • франшиза – 3 300 рублей за сам договор, 11 500 рублей за каждый товарный знак и 3 300 рублей за каждый патент.

Предметом договора могут быть несколько товарных знаков, при этом за регистрацию необходимо дополнить по 11 500 рублей за каждый из них.

При подаче заявления через электронные системы взаимодействия с «Роспатентом» предоставляется скидка по оплате госпошлин в размере 30%.

Узнать подробнее о регистрации лицензии и договора отчуждения.

При несоблюдении обязательных требований к оформлению договора лицензии или отчуждения заявитель может получить отказ в регистрации. Не допускается также отчуждение прав, если это может ввести потребителя в заблуждение.

К таким случаям можно отнести отчуждение товарного знака, который входит в линейку похожих брендов одного и того же правообладателя. Передавая права только на один из них, потребитель будет считать, что производитель тот же. Не допускается также передача прав, если у потребителя могут возникнуть ложные географические ассоциации.

Коммерциализация товарных знаков – это процесс, подконтрольный «Роспатенту», то есть все изменения о правообладателях должны быть внесены в государственный реестр. Содержание лицензий и договоров отчуждения регламентируются статьями 1489 и 1488 Гражданского кодекса. Патентные поверенные бюро Ezybrand помогут вам проверить лицензионный договор на юридическую чистоту и на соблюдение требований законодательства, зарегистрируют передачу прав в патентном ведомстве. У нас налажена электронная система взаимодействия с «Роспатентом», что позволяет снизить расходы на государственные пошлины на 30%.

Рассказываем про интеллектуальные права, кратко освещаем важные новости для бизнеса и делимся результатами своей работы. 👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Автор
Бондарева Ольга
Специалист по регистрации товарных знаков, патентованию в области инженерии, приборостроения, медицины, фармацевтики, регистрации программ для ЭВМ.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем файлы cookie из вашего браузера, чтобы улучшить отображение и работу сайта.
Подробнее

Заказать бесплатную консультацию

Специалист подробно ответит на ваши вопросы, рассчитает стоимость и направит коммерческое предложение.


☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную консультацию

Остались вопросы?

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную проверку
по реестру товарных знаков

Пожалуйста, укажите наименование для проверки и контактные данные для получения результатов.

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.