Споры Товарные знаки
Что такое общеизвестный товарный знак

Общеизвестный товарный знак: в течении какого срока действует правовая охрана

Признание Роспатентом прав на общеизвестный товарный знак означает, что используемое обозначение ассоциируется у потребителя только с определенным производителем и ни с каким другим. Часто недобросовестные конкуренты стараются максимально «приблизить» свой бренд к общеизвестному товарному знаку или хотя бы частично использовать его дизайн. Это привлечет потребителей: у них возникнет ассоциация с брендом, который символизирует высокое качество и хорошо зарекомендовал себя на рынке.

Однако общеизвестным товарным знакам правовая охрана предоставляется не только по тем видам товаров, которые указаны в свидетельстве Роспатента. Она распространяется и на другую продукцию/услуги, если это может ущемить интересы правообладателя.

Признание товарного знака общеизвестным

Общеизвестных товарных знаков не так много: на конец 2024 года в реестре Роспатента есть 262 таких обозначения. Это связано как с особыми привилегиями, который они предоставляют, так и со сложностью их регистрации.

По сравнению с «обычными» товарными знаками для успешной регистрации общеизвестных выдвигаются более высокие требования. Они изложены в административном регламенте Роспатента. Заявитель должен доказать интенсивное использование товарного знака и обретение им широкой известности. Кроме того, потребители должны ассоциировать его с конкретным производителем.

В качестве доказательств известности заявителем могут быть предоставлены следующие сведения:

  • Об интенсивном использовании как в России, так и в определенных регионах, населенных пунктах. Например, если в отдельных субъектах РФ длительное время активно продавались товары под этой маркой (или предоставлялись услуги, к примеру, финансовые).
  • Об объемах продаж товаров с этим товарным знаком. Здесь можно привести сведения о полученных финансовых результатах за определенный период. Подтверждающими документами будет финансовая и статистическая отчетность, договоры поставки.
  • О преимущественном (доминирующем) положении производителя, использующего товарный знак, на рынке определенных товаров и услуг. Это тоже может быть подтверждено объемами производства и продаж.
  • О странах, где известны (популярны) товары и услуги бренда. Например, в РФ известны обозначения «Coca Cola», «М’c Donalds» и другие, за рубежом – «Калашников», «Касперский» (в транслитерации) и другие.
  • О ценности товарного знака. Это стоимость товарного знака, отраженная в финансовой отчетности. Ее наличие означает, что нематериальный актив оценен и может быть (теоретически) продан по этой рыночной цене.

Стоимость общеизвестных обозначений достаточно высока. На 2024 год самым дорогим из них является «Сбер» (2 168,5 млрд руб.), второе место занимает «Газпром» (1 879,3 млрд руб.), третье – «Роснефть» (1 370,2 млрд руб.).

  • О затратах на продвижение: в частности, на рекламу товаров (услуг) и маркетинговые акции, позволяющие расширить круг потребителей. При этом снижение таких затрат может послужить одной из причин отказа Роспатента в признании бренда общеизвестным.
  • О результатах социологических опросов потребителей по вопросу известности товарного знака. При их проведении необходимо руководствоваться рекомендациями Роспатента. Для того, чтобы выборка была репрезентативной (достоверной), необходимо привлечь специализированную социологическую организацию. Она должна опросить достаточное число потребителей не менее чем из шести регионов РФ (желательно, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга). При этом вопросы не должны быть наводящими, а сам опрос должен быть очным с указанием отдельных характеристик потребителя (возраст, пол, образование, социальное и материальное положение). Достоверность результата доказывается расчетом, зависящим от ряда факторов (количество опрошенных, их представленность в различных социальных группах и другие).

Кроме того, в заявке в Роспатент указывается момент (дата) приобретения брендом известности. До этой даты похожие обозначения не должны быть зарегистрированы как товарные знаки.

Признание бренда общеизвестным – непростая процедура без гарантированного результата. Ряд, казалось бы, очень популярных брендов не смогли добиться этого статуса. Так, в 2017 году Суд по интеллектуальным правам (СИП) отказал ОАО «Невская косметика» в признании общеизвестным принадлежащего ему обозначения «НОВЫЙ ЖЕМЧУГ». Суд посчитал, что широкая известность на момент подачи заявки не доказана. Кроме того, в 2018 году Роспатент отказал в регистрации общеизвестных знаков «Циан» и «Avito» по причине того, что связь с компаниями-правообладателями брендов для потребителей неочевидна.

После 22 февраля 2022 года многие предприниматели пытались зарегистрировать на себя обозначения, сходные с ушедшими из России мировыми брендами (Dior, Visa и др.). Роспатент отказал им и выработал правовую позицию по этому вопросу.

Общеизвестные товарные знаки: примеры
Примеры общеизвестных товарных знаков

Как действует правовая охрана

Одной из самых характерных особенностей общеизвестных товарных знаков является предоставление охраны не только среди заявленных и однородных товаров, но и по другим классам МКТУ.

МКТУ – это международная классификация товаров и услуг. Для «обычного» товарного знака могут существовать одноименные обозначения в других классах. Например, электрическая кофемолка под условным названием «Ромашка» (7-й класс МКТУ) и ручная кофемолка (21-й класс МКТУ) с таким же брендом. Для общеизвестного товарного знака, вызывающего стойкую ассоциацию с производителем, такая ситуация невозможна.

Например, есть много судебных споров по поводу незаконного использования бренда «КАМАЗ». При этом даже нанесение этого обозначения на упаковку является нарушением, так как потребитель подсознательно, в силу широкой известности, ассоциирует наименование с автопроизводителем. Непредставление правовой охраны общеизвестным товарным знакам привело бы к возможности их недобросовестного использования для получения прибыли за счет паразитирования на чужом имидже, а возможно, и к репутационным потерям правообладателя.

Пример судебного спора. Предприниматель продавал в своем Интернет-магазине футболки с принтом, содержащим логотип «ГАЗ». Это обозначение – общеизвестный товарный знак №32, зарегистрированный в 12-м классе МКТУ (автомобили). Хотя футболки относятся совершенно к другому виду товаров (25-й класс), суд признал вину предпринимателя и взыскал с него компенсацию 1 млн. рублей в пользу правообладателя (дело № А45-4790/2022). Считается, что смешение брендов может возникнуть и при низкой степени однородности товаров.

Общеизвестный товарный знак ГАЗ
ГАЗ — общеизвестный товарный знак №32

Кроме того, если кто-то попытается зарегистрировать в Роспатенте новый товарный знак, а он окажется сходным с ранее зарегистрированным общеизвестным, в правовой охране ему, скорее всего, откажут.

Срок действия

Правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется бессрочно. Это значит, что продление его действия не требуется.

Правообладатель обычного бренда должен подавать в Роспатент заявление на продление каждые 10 лет. Многие так и делают, пока не докажут общеизвестность бренда. Например, самым старым российским товарным знаком считается «Уралмаш». Он зарегистрирован в 1940 году, а статус общеизвестного получил только в 2000 году.

Общеизвестный товарный знак Уралмаш
УЗТМ (Уралмаш) — старейший российский товарный знак, который признан общеизвестным (регистрация №1530)

Регистрация общеизвестного товарного знака

В соответствии с административным регламентом Роспатента для регистрации  общеизвестного товарного знака заявителю нужно:

  1. Подать заявление в произвольной форме. В нем содержится просьба о признании обозначения общеизвестным товарным знаком, указываются сведения о заявителе, перечень классов МКТУ, описание обозначения, дата, с которой запрашивается регистрация с доказательствами, что на эту дату обозначение интенсивно использовалось и приобрело широкую известность.

Заявление подается в бумажном виде в окно приема документов в ведомстве или по почте.

  1. Оплатить госпошлину. Она составляет 45 тыс. рублей.

Поступившие документы регистрируются Роспатентом, после чего происходит их рассмотрение. Обычно решение принимается в срок до 10 месяцев.

На первом этапе заявка проходит формальную экспертизу. В ходе нее проверяется соответствие документов требованиям Роспатента, корректность отнесения обозначения к конкретному классу МКТУ и другое.

Если заявка успешно проходит этот этап, Роспатентом изучаются представленные доказательства интенсивности использования и широкой известности обозначения (проводится экспертиза по существу). Также оно анализируется на предмет возможности предоставления ему правовой охраны. При этом учитываются как абсолютные основания для отказа (противоречие нормам морали, нравственности и т.д.), так и относительные (недоказанность интенсивности и широкой известности обозначения и другие). Роспатент учитывает и сходство до степени смешения с другими общеизвестными знаками.

После экспертизы Роспатент направляет свое мотивированное решение. В случае отказа заявитель может оспорить его в Палате по патентным спорам (обязательная досудебная инстанция), далее – в Суде по интеллектуальным правам.

При положительном решении Роспатентом выдается свидетельство о регистрации общеизвестного товарного знака, а сам знак вносится в специальный реестр.

Тарифы и сроки

Срок рассмотрения заявки может быть увеличен с 10 до 20 месяцев для сложных случаев. Если эксперт направил запрос или уведомление, то нужно оперативно ответить на него. Срок направления недостающих документов или дополнительных аргументов в пользу регистрации, внесения изменений составляет 2-3 месяца и указан в запросе. Если вовремя не сделать это, то заявка будет признана отозванной.

Пошлина за подачу заявления на регистрацию составляет 45 тыс. рублей.

Регистрация общеизвестного товарного знака: что нужно учесть

На практике до подачи в Роспатент заявки на общеизвестный товарный знак регистрируется его «обычный» вариант. Именно под этим брендом продукция приобретает широкую известность и ассоциируется у потребителей с конкретным производителем. После этого, по прошествии определенного времени, можно собрать доказательства его интенсивного использования на конкретную дату и подать в Роспатент заявление на признание его общеизвестным.

Разработкой и регистрацией товарных знаков занимаются патентные поверенные бюро Ezybrand. Мы накопили большой опыт работы в этой области, в том числе по сложным кейсам.  После получения товарного знака ваш бизнес будет защищен от претензий и судебных исков, а также от незаконных действий конкурентов. Подробнее о регистрации можно узнать здесь.

Примеры судебных дел по общеизвестным товарным знакам

  1. За незаконное использование общеизвестного товарного знака «КАМАЗ» его правообладателем ежегодно взыскиваются крупные компенсации. При этом общеизвестность играет ключевую роль при принятии судами соответствующих решений. Пример – решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 1.08.2023 г. по делу № А65-17538/2023: ООО продавало контрафактные детали под брендом «КАМАЗ».

Суд привлек директора ООО к административной ответственности со штрафом в 10 тыс. рублей, обязал предпринимателя уничтожить запасные части с обозначением «КАМАЗ».

  1. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 ноября 2021 года по делу № А60-44379/2021: АО «Концерн «Калашников»» подал иск к ООО. Последнее предлагало к продаже на своем сайте сувениры, модели оружия и другие изделия, на которых было нанесен принадлежащий АО общеизвестный товарный знак «АК-47».

Суд взыскал с ООО 300 тыс. рублей компенсации.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Могу ли я зарегистрировать на себя ушедший из России иностранный бренд?

Нет, не можете, даже по прошествии трех лет. Из-за широкой известности зарубежных брендов даже после их ухода с российского рынка потребитель продолжает ассоциировать их с конкретными производителями. Роспатент посчитает это введением потребителя в заблуждение.

С какими сложностями чаще всего сталкиваются заявители при регистрации общеизвестного товарного знака?

Наибольшие затруднения вызывает доказательство известности товарного знака, так как это требует подготовки большого количества документов, начиная от договоров и кончая соцопросами.

Также очень часто заявитель и компания-производитель являются разными лицами. Даже при наличии аффилированности между ними нужно документально доказать очевидную связь между ними. В заявлении необходимо раскрыть схему имущественных взаимоотношений, так как договоры, заключенные не от имени заявителя, экспертиза не может признать заключенными в его интересах. Поэтому невозможно будет подтвердить активное использование знака на рынке.

Документы заявки должны содержать информацию об участии заявителя в производстве и реализации товаров, маркетинговом продвижении.

Иностранным заявителям нужно предоставить таможенные декларации, по которым прослеживается ввоз продукции, маркированной этим товарным знаком.

Нередко то обозначение, которое указано в заявке на признание общеизвестным, отличается от того, которое присутствует в прилагаемых материалах. Незначительные отличия между ними тоже будут являться поводом для отказа, так как нужно доказать общеизвестность именно для заявленного обозначения.

Водка «Пять озер» является общеизвестным товарным знаком, но выпускается разными производителями. Как такое может быть?

Бренд «Пять озер» зарегистрирован как коллективный общеизвестный товарный знак в отношении товара 33 класса МКТУ «водка». Его владельцем является «Алкогольная сибирская группа» (АСГ). Водка «Пять озер» производится различными производителями. Однако они используют предоставленную АСГ рецептуру и должны обеспечить стандарты качества группы.

В течение какого срока нужно использовать товарный знак, чтобы он стал общеизвестным?

Роспатентом не регламентирован такой срок. Главное – это интенсивное использование бренда на рынке. Большой объем продаж, активная маркетинговая кампания могут сделать знак узнаваемым в течение года. А другие бренды могут существовать 10 лет и более, но так и не станут известными.

Рассказываем про интеллектуальные права, кратко освещаем важные новости для бизнеса и делимся результатами своей работы.
👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Автор
Регина Баймурзина
Специалист в области интеллектуальных прав, редактор, контент-мейкер.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем файлы cookie из вашего браузера, чтобы улучшить отображение и работу сайта.
Подробнее

Заказать бесплатную консультацию

Специалист подробно ответит на ваши вопросы, рассчитает стоимость и направит коммерческое предложение.


☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную консультацию

Обсудим вашу задачу?

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную проверку
по реестру товарных знаков

Пожалуйста, укажите наименование для проверки и контактные данные для получения результатов.

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.