Сходство до степени смешения: как проверить тождественность товарного знака
Сходство до степени смешения – это термин, который используется при сравнении товарных знаков с другими объектами при определении возможности его регистрации. По закону бренд не может получить правовую охрану, если есть сходство на средства индивидуализации, объекты интеллектуальной собственности других лиц и некоторые запрещенные элементы. Такая проверка производится по специальной методике, разработанной «Роспатентом».
Тождественный бренд – наименование, логотип, товарный знак, у которого есть полное сходство с исследуемым брендом по всем показателям, полное совпадение.
Правовые основы
Действующее законодательство определяет товарный знак как обозначение, которое служит для индивидуализации товаров (или услуг). Другими словами, его основная функция – это отличать одного производителя от другого. Если же у потребителя могут возникнуть ассоциации для разных знаков с одним и тем же производителем, то это является сходством до степени смешения. Под смешением понимается одновременное присутствие на рынке нескольких брендов, которые воспринимаются как принадлежащие одному лицу, либо несколько тождественных наименований или логотипов.
При проверке охраноспособности (возможности получения правовой охраны) товарный знак сравнивают в «Роспатенте» не только с теми знаками, которые уже внесены в государственный реестр. Сходство до степени смешения оценивается также в отношении следующих объектов:
- заявки на регистрацию товарного знака, поданные ранее другими лицами (включая международные регистрации иностранных правообладателей в России);
- промышленные образцы и заявки по ним;
- официальные символы, для использования которых нельзя получить исключительное право;
- объекты природного или культурного наследия, внесенные в государственные или международные реестры;
- географические указания (ГУ) и наименования мест происхождения товаров (НМПТ, так называемые «региональные бренды»);
- фирменные наименования и коммерческие обозначения, использование которых началось на более раннюю дату и продолжается на момент подачи заявки.
Чтобы успешно пройти государственную экспертизу, бренд нужно проверить на сходство и тождество до подачи заявки в «Роспатент». Бесплатную проверку онлайн для товарного знака можно сделать здесь.
Отсутствие проверки на сходство бренда не только снижает шансы на регистрацию, но и увеличивает риск нарушения исключительных прав других участников рынка, которые могут взыскать в судебном порядке компенсацию до 5 млн. рублей и более, а также запретить использование спорного обозначения.
Подготовили для вас руководство по самостоятельной регистрации товарного знака. Руководство доступно для скачивания в нашем Телеграм канале @ezybrand_ip по ссылке. Присоединяйтесь!
Как оценивается сходство
Методика проверки на сходство до степени смешения для товарных знаков имеет свои особенности:
- В первую очередь оценивается общее впечатление, создаваемое товарным знаком и противопоставленным обозначением. Если оно сходно, то отдельные отличия уже не имеют большого значения. Если сходство полное — это тождественный бренд, то есть идентичный. Использование такого товарного знака доступно только правообладателю.
- Сходство до степени смешения определяется по нескольким критериям: фонетическое (звуковое), визуальное и смысловое сходство.
- Достаточно только возможности смешения разных знаков в сознании потребителя, чтобы «Роспатент» отказал в регистрации. Другими словами, не допускается даже чисто гипотетическая ситуация, при этом не нужно предоставлять фактические доказательства их смешения. Такой же позиции будет придерживаться суд при возникновении спора между владельцами разных знаков.
Признаки сравнения
Более подробно признаки, по которым определяется сходство до степени смешения, перечислены в таблице ниже.
Звуковое совпадение | Графическое совпадение | Смысловое совпадение |
---|---|---|
|
|
|
Для установления сходства до степени смешения проверяются каждый из этих признаков и их разные сочетания.
Регистрация товарного знака с гарантией
Включили все необходимые услуги в тариф: проверка по всем реестрам, ведение делопроизводства, работа с отказом, переподача заявки.
Стоимость услуг — 24 000 рублей
Какие товарные знаки могут быть признаны сходными до степени смешения?
Приведенные ниже практические примеры наглядно демонстрируют, у каких обозначений может быть сходство до степени смешения.
Товарный знак, заявленный на регистрацию | Обоснование отказа от «Роспатента» |
---|---|
Сходство до степени смешения с 3 товарными знаками, зарегистрированными в госреестре: Совпадают «сильные» части товарных знаков «Тимоша», «Тимошка», фонетическое сходство со знаком «Ranco» («Ранко») | |
Сходство до степени смешения с товарным знаком, зарегистрированным по международной процедуре: Близкое звучание обоих товарных знаков, совпадение пяти букв в одинаковой последовательности в начале слова. На окончания потребители обращают меньше внимания | |
Сходство до степени смешения с 2 товарными знаками: Несмотря на отличия в деталях, все три знака имеют фонетическое сходство |
На сегодняшний день в госреестре товарных знаков насчитывается более 700 тысяч действующих регистраций. Полная предварительная проверка знака помогает найти тождественные, сходные и похожие обозначения и правильно оценить шансы на успешное прохождение экспертизы, а при необходимости – доработать бренд до охраноспособного вида. Такие услуги оказывают патентные поверенные – специалисты в области патентного права и средств индивидуализации.
Узнать подробнее о регистрации товарного знака в патентном бюро Ezybrand.
Определение сходства с другими товарными знаками, промышленными образцами
Сравнение товарных знаков производится по следующей схеме:
Словесный товарный знак (слова, цифры, печатные символы) | Изобразительный товарный знак (картинка) | Комбинированный товарный знак (слово + картинка) |
---|---|---|
|
|
|
Поиск по сходству объектов производится по нескольким государственным реестрам:
- заявки на товарные знаки (поиск по знакам с более ранней датой подачи в ведомство);
- зарегистрированные товарные знаки (тождественные и сходные);
- общеизвестные товарные знаки;
- НМПТ и ГУ;
- заявки на регистрацию промышленных образцов;
- зарегистрированные промышленные образцы.
К промышленным образцам относятся дизайнерские решения (внешний вид товаров, упаковок и других объектов), охраняемых патентом. Особенно велика вероятность сходства с ними для комбинированных товарных знаков, которые также включают изображения этикеток и упаковок.
К сожалению, «Роспатент» не предоставляет бесплатный доступ ко всем базам данных для поиска и проверки товарного знака. Для полнофункционального использования поисковой системы необходимо заключение договора с патентным ведомством.
Заказать проверку товарного знака можно в патентном бюро Ezybrand. Наши специалисты имеют профессиональный инструментарий для проведения поиска на сходство в государственных и международных реестрах. Это позволяет оценить охраноспособность товарного знака на уровне государственной экспертизы «Роспатента».
Однородные товары и услуги
Сравнение товарных знаков должно производиться не только для тех обозначений, которые используются для одинаковых товаров и услуг, но и в однородных классах МКТУ, которые, ввиду их похожего назначения, могут ассоциироваться с одним и тем же производителем.
Однородными могут быть признаны товары (услуги), которые:
- имеют одинаковые потребительские свойства;
- сходны по назначению (основным функциям);
- изготовлены из одного и того же материала;
- продаются в одних и тех же отделах магазинов (например, пиво и закуски к нему);
- могут быть взаимозаменяемыми.
Сходство с официальными символами, природными и культурными объектами
Регистрация товарного знака не разрешается также в том случае, если он имеет сходство до степени смешения со следующими объектами:
- государственной символикой России и других государств (гербы, флаги, официальные девизы и другие);
- наградами и государственными клеймами качества;
- названиями и изображениями объектов, охраняемых в специальном режиме государственными и международными органами (ЮНЕСКО) как культурное и природное наследие;
- музейными и коллекционными ценностями, которые охраняются законом о музеях.
Присутствие этих элементов в товарном знаке допускается лишь в том случае, если получено письменное разрешение от соответствующих органов. Регистрация таких брендов подразумевает предоставление исключительного права на коммерциализацию таких ценностей только одному правообладателю, что противоречит общественным интересам.
Для проверки на сходство до степени смешения в этом случае используют различные источники информации:
- реестры объектов культурного и природного наследия РФ;
- реестры ЮНЕСКО;
- геральдические реестры;
- энциклопедии и специальные справочники.
Пример. В 2020 г. в «Роспатент» была подана заявка на регистрацию товарного знака «Медный всадник» (регистрационный номер № 2020743646) для 2 и 8 классов товаров по МКТУ (красители и инструменты). Патентное ведомство отказало в регистрации, так как это обозначение совпадает с названием памятника из дворцовопарковых комплексов, которые входят в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО. Заявитель не предоставил официальное согласие компетентного органа.
Более подробно ознакомиться с причинами для отказа со стороны «Роспатента» можно в статье нашего блога «Статья 1483 ГК РФ. Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака».
Что делать, если получен отказ?
Если вам пришло уведомление о предварительном или окончательном отказе в регистрации от «Роспатента», в котором указано, что его причиной является сходство до степени смешения с другим товарным знаком, то эту проблему можно решить несколькими способами:
- Получить письменное согласие от владельца противопоставленного обозначения, разрешающее регистрацию вашего бренда. Его нужно приобщить к материалам заявки.
- Заключить лицензионный договор на возмездной основе с правообладателем для использование чужого знака.
- Аннулировать противопоставленный товарный знак, если он не используется на протяжении 3-х лет.
- Оспорить другую регистрацию в Палате по патентным спорам, если она была проведена с нарушениями закона.
- Отменить решение «Роспатента» в Палате по патентным спорам, предоставив аргументированные возражения.
- Доработать свой товарный знак до охраноспособного вида и подать новую заявку на регистрацию (при этом необходимо вновь пройти всю процедуру заново и повторно уплатить государственные пошлины).
Использование незарегистрированного обозначения, которое имеет сходство с зарегистрированными товарными знаками или тождественного, влечет за собой гражданскую, административную, уголовную ответственность вплоть до лишения свободы.
Пример. В 2019 г. ФГБУ «Государственный музей спорта» подал заявку в «Роспатент» на регистрацию комбинированного товарного знака «Страна героев» (регистрационный номер №2019739402).
27.09.2020 патентным ведомством было принято решение об отказе в государственной регистрации, так как это обозначение сходно до степени смешения с зарегистрированным ранее товарным знаком №652542 «Страна героев».
Заявителю удалось получить письменное согласие от владельца товарного знака №652542 и отменить решение «Роспатента» в Палате по патентным спорам.
Качественная предварительная проверка товарного знака позволит избежать подобных ситуаций и заранее выбрать наиболее оптимальный вариант регистрации в Роспатенте. Нужно также учитывать, что отказ экспертизы не предусматривает возврат уплаченных пошлин. Патентные поверенные Ezybrand проверят ваш бренд на сходство, тождество и соответствие всем требованиям законодательства, подадут заявку на регистрацию товарного знака онлайн и получат государственное свидетельство в сжатые сроки. Если вы уже самостоятельно подали заявку и пришло отрицательное решение от «Роспатента», мы доработаем ваш товарный знак и поможем преодолеть отказ в регистрации.
👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!