Правила экомаркировки товаров
В начале 2000-х годов в России было очень много наименований товаров, торговых марок, фирм, имеющих в названии слова «эко», «био», «экологически чистый» и другие подобные. Но потом законодатель занялся этим вопросом и ужесточил требования к продукции. Для этого в 2018 году был принят Федеральный закон «Об органической продукции» № 280-ФЗ.
В каких случаях можно использовать слова «эко» и «био» в маркировке на товаре? Какие есть ограничения для маркировки и что будет, если их не соблюдать?
По этому закону только сертифицированные производители могли размещать слово «органический» на своем товаре. Вместо этого об экологичности продукции можно было рассказать потребителю с помощью специального знака – белого листа на зеленом фоне с надписью на русском или латинском языке «органик». Это нововведение не очень помогло конечному потребителю.
Представьте, что вы приходите в магазин за стиральным порошком, а на одной упаковке написано «органический порошок», на другом – «биоразлагаемый», на третьем – «эко-продукт», а на четвертом – просто значок с надписью «organica». У вас складывается впечатление, что все эти товары экологически безопасны. Однако это может быть просто уловкой маркетологов. Поэтому для экомаркировки теперь вводятся дополнительные ограничения.
Что такое органическая продукция?
По законодательству требования к эко-товарам очень серьезные:
- при производстве органическая и неорганическая продукция не должны смешиваться;
- запрещено использование антибиотиков, гормонов роста, пестицидов, агрохимикатов, за исключением тех, которые официально разрешены для производства органической продукции;
- нельзя использовать методы генной инженерии;
- установлен запрет на использование упаковки, которая может привести к загрязнению окружающей среды.
Этот лишь основные требования к органической продукции. С полным перечнем можно ознакомиться тут.
Экомаркировка товаров: новые требования
В июле 2024 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон № 367-ФЗ от 24.07.2023 г., по которому теперь запрещается использовать слова «эко», «био», производные от них, а также «зеленый», «экологически чистый» и подобные по смыслу для маркировки товаров. Изменения в Федеральный закон должны были вступить в силу с 1 сентября 2024 г., но срок был перенесен на 1 сентября 2025 года. Сделано это было из-за многочисленных возражений со стороны производителей, в частности, много жалоб было от изготовителей молочной продукции. С полным текстом изменений можно ознакомиться тут.
Эти требования не распространяются на маркировку только если:
- обозначение «био» допускается техническим регламентом изготовления продукции;
- слово «зеленый» обозначает цвет продукции или степень ее созревания, например, «зеленая гречка»;
- если маркировка производится словами «зеленый эталон» – это отличительный признак улучшенных характеристик сельскохозяйственной продукции (но сертификация при этом тоже нужна).
Право на использование экомаркировки подтверждается добровольным получением сертификата соответствия и внесением в Единый государственный реестр производителей органической продукции. Даже если вы или ваш поставщик изготавливаете продукцию в соответствии со всеми нормами и заботой об экологии, но не внесены в Реестр и не получили сертификат, то никакие обозначения «эко» или «био» использовать нельзя, за это предусмотрен штраф. Проверить, входит ли производитель в Реестр, можно тут.
Как попасть в Реестр?
Регистрация в самом реестре носит заявительный характер. Но предварительно нужно пройти процедуру сертификации на соответствие ГОСТ 33980-2016 в аккредитованных органах. Например, это Роскачество, ООО «Органик-Сертификация» и другие. Орган по сертификации привлекает к работе экспертов, которые проводят проверку с выездом к заявителю, оформляют акт. В аккредитованных лабораториях проводятся испытания продукции в соответствии с программой сертификационных испытаний.
Если испытания и проверка показали, что производство соответствует требованиям, то заявителю выдают сертификат, и он может быть включен в Реестр производителей органической продукции. Подробнее о правилах сертификации и регистрации в реестре можно прочитать на сайте Роскачества здесь.
Важно, что в соответствии с законом в реестр могут быть включены юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица. То есть даже самозанятый может получить разрешение, если его продукция является органической.
Экомаркировка и товарные знаки
В соответствии с законом слова «эко», «био», производные и подобные им по смыслу теперь нельзя использовать и в товарных знаках. Если подается заявка на регистрацию в Роспатент, и при этом к ней не приложены документы, подтверждающие внесение в Реестр производителей органической продукции, то в регистрации будет отказано.
Мы проверим ваш бренд перед регистрацией по всем требованиям патентного ведомства. Это сведет риски отказа до минимума. Мы даем гарантию: при отказе подадим повторную заявку бесплатно или вернем деньги. Подробнее о проверке и регистрации можно узнать здесь.
В качестве товарного знака можно зарегистрировать не только название бренда, но и внешний вид этикетки.

Что дает такая регистрация?
Появляется сразу несколько преимуществ:
- Никто, кроме вас, не сможет использовать ваше название или дизайн этикетки, упаковки. Если другой предприниматель нарушит ваши права, то вы можете подать иск в суд и потребовать выплаты компенсации до 5 млн. рублей по статье 1515 ГК РФ.
- Заблокировать недобросовестного конкурента на маркетплейсе ещё проще: достаточно написать жалобу и приложить к ней электронное свидетельство на ваш товарный знак.
- Владелец товарного знака может выдавать лицензии (разрешения) на использование своего бренда, а также продать права на него по договору отчуждения. Оба вида договоров также подлежат обязательной регистрации в Роспатенте.
- Товарный знак позволяет развивать франшизную сеть: вы будете продвигать свой бизнес в других городах, регионах и получать роялти.
Зарегистрировать товарный знак можно за 6-12 месяцев. Есть также возможность ускоренной регистрации за 2 месяца. Минимальная госпошлина – 35 000 рублей. Проверить ваш бренд на уникальность, подготовить заявку и все необходимые документы для Роспатента можно в нашем патентном бюро Ezybrand. Подробнее об этой услуге можно узнать здесь.
Ответственность за использование маркировки
Еще в 2020 г. Минпромторг опубликовал письмо с указанием убрать из продажи продукцию с неподтвержденной экомаркировкой. Хотя, как пояснили в министерстве, это носило только рекомендательный характер. Такое письмо было направлено многим торговым площадкам и сетевым магазинам.
Ответственность продавца, при обнаружении на полках эко-товаров без соответствующего сертификата, наступает по закону «О защите прав потребителей». Это расценивается как ввод покупателя в заблуждение, и штраф за такое действие предусмотрен от 3 000 до 500 000 рублей в зависимости от того, является продавец физическим или юридическим лицом.
Кто еще может получить экомаркировку?
Получить сертификат соответствия можно не только для товаров, но и для услуг, гостиниц и даже для офисов.
Например, в Санкт-Петербурге есть отель, который доказал приверженность экологии в своей сфере и теперь использует знак «Листок жизни».
Маркировку могут использовать и офисные компании. Для этого они должны работать только с энергосберегающим оборудованием, на постоянной основе экономить электричество, воду и бумагу, а также пропагандировать экологичный образ жизни среди своих сотрудников. «Зеленый» сертификат сейчас стремятся получить все больше и больше работодателей.
Гринвошинг
Люди стали чаще интересоваться экологической повесткой, поддерживать подобные проекты, но не каждый предприниматель готов действительно вносить свой вклад в заботу о природе. Появилось такое явление, как «гринвошинг». Это зеленый камуфляж, то есть преднамеренный ввод в заблуждение потребителей об экологичности товара или его упаковки, услуги. Так делают маркетологи, чтобы привлечь больше потребителей, чтобы товары лучше продавались, а также это позволяет устанавливать более высокую цену на продукцию с экомаркировкой по сравнению с аналогичной у конкурентов.
Гринвошинг распространен во многих сферах нашей жизни. О необходимости беречь природу говорят сейчас почти все, но не все действительно готовы делать это.
Что делают производители, если они выпускают какой-либо продукт, но не получили сертификат соответствия и хотят привлечь потребителя обещанием экологичности?
Чаще всего встречаются следующие виды гринвошинга:
- Поддельная маркировка. Самый простой, но опасный вариант, ведь если обман вскроется, то придётся платить штраф.
- Выдуманная маркировка. Можно напечатать на своём товаре маркировку, которой не существует в реальности. Если на ней нет слов органик, эко, био или производных от них, то фактически закон предприниматели не нарушают. Однако в этом случае потребитель может не понять, что эта маркировка имеет отношение к экологичности товара.
- Поддельный сертификат. С ужесточением требований к органической продукции в РФ стали появляться фирмы, которые занимаются неправомерным выпуском сертификатов соответствия. Они не оценивают качество товара, а просто выдают поддельные документы. Конечно, это незаконная деятельность. А за поддельный сертификат предусмотрен не только штраф, но и уголовная ответственность – лишение свободы на срок до 4 лет. Причем отвечать за это будет не только сертификационная лаборатория, но и продавец таких товаров.
- Имитация внешнего вида продукции. Очень часто гринвошинг маскируется с помощью зелёных упаковок, надписей о любви к природе.
- Скрытый гринвошинг. Например, одна российская компания недавно сделала заявление, что теперь все товары будет выпускать только в упаковке тетра пак. Полный отказ от пластика якобы обусловлен курсом на экологичность и заботой о природе. Однако, эко-активисты начали бить тревогу и объяснять, что это не экологично, а совсем наоборот: пунктов приёма такой упаковки в стране очень мало, в отличие от пунктов приёма пластика. Переработка тетрапака ещё и требует в разы больше затрат, поэтому о любви к природе в этом случае говорить не приходится.
Типы экомаркировки
Для того, чтобы не запутаться в различных символах и надписях на упаковках, законодатель выделил 3 типа экомаркировки:
- Экомаркировка по стандарту ГОСТ Р ИСО 14021-2000 (ISO 14024). Согласно этому документу, любое заявление об экологичности товара должно быть проверяемым. Такое заявление может выглядеть как словесная формулировка, символ или графическое изображение, указывающие на экологический аспект продукции, компонента или упаковки. К такому типу маркировки относят «Листок жизни», «Зеленый журавль» и другие. Это проверяемое заявление: у производителя должны быть разработаны методы оценки, испытания продукции или технологии на экологичность.
- Второй тип маркировки – по стандарту ISO 14021:2016. В нем содержится описание методологии проверки самодекларируемых экологических заявлений.
- Маркировка по стандарту ISO14025:2006, ГОСТ Р ИСО 14025-2012. Этот ГОСТ направлен на предоставление экологических сведений о жизненном цикле продукции. Он предназначен в первую очередь для обмена информацией между предпринимателями, но может быть использован и потребителем продукции. Так, например, заявление, что упаковка товара разлагается быстрее, чем у другого производителя, будет относиться именно к третьему типу экомаркировки.
Все больше и больше потребителей задумываются о засорении природы и экологичности тех или иных товаров и услуг. Производители, пользуясь этим, стараются повышать конкурентоспособность своих товаров за счет различных эко-заявлений и экомаркировки. Поэтому Правительство РФ в последние годы взяло под контроль эту сферу деятельности и ужесточило требования, предъявляемые к маркировке товаров.
Когда производитель или продавец пользуются гринвошингом, потребитель может обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Экомаркировку можно законно использовать только при наличии сертификата соответствия от специализированного органа. А защитить название своего бренда или дизайн упаковки можно с помощью регистрации товарного знака в Роспатенте.
Часто задаваемые вопросы
Сколько стоит получение сертификата органической продукции?
Для малого и среднего бизнеса предусмотрены льготы на получение сертификата. Эта услуга для них предоставляется бесплатно, оплачивается только выезд и работа эксперта, лабораторные исследования продукции.
Если вы не подпадаете под льготные условия, стоимость сертификации составляет около 50 000 рублей.
Где содержатся все требования к органической продукции?
Все требования можно узнать в ГОСТах. Например, ГОСТ 3980-2016 содержит описание требований к производству такого вида продукции.
Если я получил иностранный сертификат на продукцию, то могу ли я маркировать свой товар без прохождения процедуры сертификации в РФ?
Нет, для того, чтобы продукция была признана органической нужен именно российский сертификат. Наличие иностранного документа не позволяет наносить экомаркировку.
Где можно проверить, является ли поставщик сертифицированным производителем органической продукции?
Кроме Реестра производителей органической продукции, все сертифицированные производители занесены в специальный органический атлас России. Там есть вся необходимая информация, вплоть до адресов и номеров телефонов. Ознакомиться с этим атласом можно тут.

👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
