Как назвать автомастерскую и не нарушить закон?
Иногда кажется, что выбор названия для автосервиса не так уж и важен – главное, чтобы работа была сделана качественно. Но не зря народная мудрость гласит «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». Выбор бренда автомастерской должен отвечать требованиям закона, маркетинга и быть запоминающимся для клиентов. Как же этого добиться?
Основные принципы
Кроме того, что название для бренда не должно вызывать негативных или неуместных ассоциаций, есть и другие правила для нейминга автосервиса:
- Простота и краткость. Сложное для запоминания название не подойдет, ведь нужно учитывать так называемый эффект «сарафанного радио». Если название будет слишком вычурным или трудновыговариваемым, клиенты не будут советовать его знакомым.
- Ассоциативность и логичность. Странно будет назвать автосервис «Рукоделие» или «Стройка».
- Умеренная креативность. Хорошо, когда владелец автосервиса придумывает интересное название, которое становится его «фишкой». Например, «Мистер Гайкин». Но главное при этом не переусердствовать. Потому что «Мистер Автомастер Ремонталкин» – это сложно для запоминания.
- Возможность использования для разных целей. Желательно, чтобы название можно было задействовать в доменном имени сайта. К тому же, если ваш бизнес начнет расширяться и выйдет за пределы одного района или города, то бренд должен адаптироваться к разным локациям.
- Уникальность. Если вы назовете автомастерскую таким же названием, которое уже зарегистрировано на другого предпринимателя, то можете получить претензию, иск в суд.
Примеры названий автосервиса
Ниже приведены варианты, как назвать автосервис.
Тематические названия, содержащие в себе указание на профиль работ:
- Белый сервис
- Сервис-авто
- Автозона
- Автопрактика
- СТО Автодел.
Названия сервисов, специализирующихся на ремонте машин определенных марок. Чаще всего такие сервисы работают вместе с автосалонами официальных дилеров:
- Exeed-центр
- Haval Motors
- Лада-Маркет
- Cherry АС авто.
Нужно помнить, что марки автомобилей – это зарегистрированные товарные знаки автомобильных компаний. Их нельзя использовать в названии автомастерской, станции технического обслуживания (СТО) только по желанию владельца. Назвать так автосервис можно только в том случае, если заключен дистрибьюторский или лицензионный договор с правообладателем автомобильного бренда.
Обратите внимание, что не все названия, приведенные нами в пример, являются зарегистрированными товарными знаками. С точки зрения закона некоторые из них это просто коммерческие обозначения. Для того, чтобы ваше название стало товарным знаком, необходимо пройти регистрацию в Роспатенте. И не все названия могут быть зарегистрированы.
Названия на английском и на русском языке для автомастерских
Здесь стоит отметить, что в соответствии с ФЗ № 168-ФЗ с 1 марта 2026 года все вывески должны быть только на русском языке. Если используются иностранные слова, то обязателен их перевод.
Однако, не все знают, что если название зарегистрировано как товарный знак, то это правило не действует и иностранные обозначения в этом случае можно использовать без перевода.
Примеры названий для СТО на английском:
- Red car
- Car service
- Auto-line
- Remzona
- Good service
Подробнее о запрете иностранных слов в названиях компании можно прочитать в этой статье нашего блога.
Креативные названия, как назвать автосервис на русском языке:
- СТОшка
- Ремонт карет
- СТО побед
- Помогатор
- Поломок Нет.
Названия с указанием местоположения:
- СТО на Миллеровской
- Автосервис на Киевской
- Автомир в Юбилейном
- Техцентр Люблинская.
Названия, состоящие из слов, не имеющих отношения к автомастерским:
- Заря
- Тополь
- Спутник
- Фаворит.
На первый взгляд кажется, что такие названия совсем не подходят для автомастерских. Однако тоже имеют свои преимущества. На фоне десятков СТО они выделяются именно своей оригинальностью. Такие названия часто «работают» на эмоциях клиентов через ассоциативные связи. С помощью таких необычных названий можно легко развить философию своего бренда.
Например, «Тополь» ассоциируется с чем-то родным, надежным и устойчивым. Логотип в виде дерева легко запоминается, в отличие от банальных гаечных ключей. А слоган «Тополь – сервис, на который можно положиться!» прочно укоренится в сознании клиента.
Примеры зарегистрированных товарных знаков для автосервиса
Не любое название может стать товарным знаком. Для того, чтобы пройти регистрацию в Роспатенте, название автомастерской должно соответствовать определенным требованиям законодательства.
Вот примеры зарегистрированных товарных знаков для автомастерских:
- Автохирург, свидетельство о госрегистрации № 864505;
- Баранка, № 410949;
- Автосервис ГенерFISI, № 800526;
- Большой кореец, №839565;
- Механик, №943652;
- AVServis (№998764).

Просто название или товарный знак: отличия
Часто возникает непонимание: зачем регистрировать товарный знак, если можно просто придумать название, заказать вывеску и открыть свой бизнес. С точки зрения закона регистрация своего бренда для автомастерской – это необязательное условие. Можно работать и без товарного знака.
Однако, как показывает практика, его регистрация – это выгодная инвестиция в будущее бизнеса.
Вот основные преимущества товарного знака для автосервиса:
- Узнаваемость бренда.
- Защита от конкурентов.
- Исключительное право принадлежит только вам, никто другой не может использовать такое же название.
- Возможность привлечь к ответственности нарушителя. По Гражданскому кодексу РФ, ст. 1515, компенсация может составлять от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.
- Целесообразность финансовых вложений в рекламу. Если название не зарегистрировано, то им может воспользоваться кто угодно. А значит, ваши вложения в продвижение не достигнут цели.
- Возможность проводить сделки с товарным знаком: «продать» его по договору отчуждения, «сдать в аренду» по лицензионному договору, или сделать объектом залога.
- Гарантия, что вы не нарушите чужие права. Если вы зарегистрируете свой товарный знак, то будете уверены, что ваш бренд уникален и не похож на чужие. Такую проверку в Роспатенте сделает государственная экспертиза.
- Возможность включить товарный знак в уставной капитал ООО.
Пример из судебной практики
Дело № А55-3623/2021, рассмотренное в 2021 году арбитражным судом Самарской области наглядно показывает, почему важно регистрировать собственный товарный знак для автосервиса.
Истцом в этом деле выступало ООО, которому принадлежат товарные знаки № 463697, 497923, 499282. Особое внимание здесь стоит уделить тому, что они защищают не только название автомастерской, но и форму павильона. Например, товарный знак № 463697 является объемным:

Товарный знак № 497923 защищает общий вид павильона с названием бренда:

Ответчик открыл шиномонтажную мастерскую в другом городе с таким же названием и дизайном. Узнав это, истец подал иск в суд и потребовал прекратить нарушение его прав. Суд удовлетворил исковые требования и обязал ответчика выплатить 45 000 рублей.
Советы и идеи для названия автосервиса
Приведем пошаговую инструкцию, как назвать автомастерскую:
- Определитесь, на какую именно аудиторию вы будете работать: автомобили определенного класса, марки или круг ваших клиентов ничем не ограничен.
- Придумайте как можно больше вариантов названий. В этот творческий процесс можно задействовать друзей и партнеров. Совместно, методов мозгового штурма, вы сможете придумать красивое название для автосервиса и концепцию бренда для бизнеса.
- Из всех полученных вариантов выберите 5-10 самых интересных на ваш взгляд.
- Подождите несколько дней, взгляните на выбранные названия «свежим взглядом», возможно, появятся еще какие-то идеи.
- Оставьте 1-5 названий, которые вам понравились и наиболее полно передают концепцию вашего бизнеса.
- Проверьте эти названия по реестрам Роспатента. Это можно сделать на нашем сайте бесплатно. Если такое название уже занято, то оно не подходит: вы будете нарушать права на чужой товарный знак.
- Из всех вариантов вам нужно будет выбрать самое лучшее и оригинальное название для автосервиса.
Вот еще несколько примеров оригинальных названий для автосервисов, которые уже стали товарными знаками:
- Автолидер, свидетельство о государственной регистрации № 707704;
- Азбука автосервиса, № 758612;
- Официалы, №757689;
- Антисервис, № 665380;
- Японский мастер, №856621;
- «Мир стоек», № 818288;
- Форсаж, №743809;
- 8 миля, №692298;
- MotorGrad, №779200.
Ограничения для товарного знака
Не любое название может пройти регистрацию и стать товарным знаком.
Чтобы Роспатент зарегистрировал бренд, он должен отвечать многим требованиям:
- Не противоречить принципам морали, запрещены нецензурные, оскорбительные слова, а также фразы, которые могут быть истолкованы двояко и быть оскорбительными.
- Не состоять только из общепринятых терминов или вошедших в общее употребление слов, например, не получится назвать СТО «Автосервис» или просто «Авто!».
- Не содержать только описательные характеристики: «автомобильный», «качественная сборка» и др.
- Не вводить в заблуждение потребителей (клиентов).
И, наконец, 2 основных условия, которым должен удовлетворять товарный знак:
- Уникальность. Товарные знаки нужны для того, чтобы потребители могли отличать один бренд от другого в той же сфере деятельности. В заявке на регистрацию нужно указать не только само название или логотип, но и класс МКТУ, то есть вид товаров и услуг, для которых будет действовать товарный знак. Двух одинаковых автомастерских с названием «Японский мастер» быть не может, а вот, например, владелец маникюрного салона может зарегистрировать такой же товарный знак, так как это разные классы МКТУ. О том, как проверить логотип на уникальность подробно можно прочитать здесь.
- Различительная способность: товарный знак должен выделяться, быть не только уникальным, но и достаточно оригинальным. Поэтому при регистрации бренда для СТО, такие слова как «автомастерская», «автосервис» могут быть включены в товарный знак, но они признаются неохраняемыми элементами. Помимо этих элементов знак должен включать другие, более оригинальные объекты. Например, можно придумать название для автосервиса в стиле стимпанк и добавить логотип в этом же стиле.
Приведем еще несколько примеров товарных знаков для автомастерских.
Товарный знак № 753126 «Формула масла». Слова «автомагазин» и «автосервис», а также символ «+» являются неохраняемыми элементами. Логотип с шестеренкой и каплей масла, а также название обеспечивают различительную способность этого товарного знака.

А в товарном знаке № 794086 все слова – неохраняемые элементы. Но их расположение относительно друг друга, особенность написания и оригинальный дизайн позволяют отличить этот бренд от других. А значит, условие различительной способности выполнено и такое название для автосервиса может быть зарегистрировано.

Как видно из примеров, определение уникальности и различительной способности товарного знака – дело непростое и требует специальных знаний в области патентного права. Поэтому лучше всего подготовку заявки и проверку бренда для автомастерской лучше доверить профессионалам – патентным поверенным бюро Ezybrand. Подробнее об этой услуге можно узнать здесь.
Названия для автомастерской: как зарегистрировать товарный знак?
Для того, чтобы зарегистрировать товарный знак для автосервиса в Роспатенте, нужно следовать следующему алгоритму:
- Подобрать классы МКТУ. Здесь нужно быть очень внимательным: если вы выберете слишком много классов, то придется уплатить большую пошлину, а если слишком мало – то товарный знак не будет распространяться на некоторые виды деятельности. Подробно о том, как выбрать классы, можно прочитать в этой статье нашего блога.
Для автосервисов подходит 37 класс МКТУ. Полный перечень всех классов и виды деятельности, соответствующие каждому из них, можно найти здесь. - Придумать концепцию бренда. Сюда входит название, логотип, основные цвета и другие факторы. Если вы не сможете сделать это самостоятельно, обратитесь в патентное бюро Ezybrand, наш неймер и дизайнер помогут вам придумать креативные названия для авторемонта.
- Проверить название на уникальность. Ваш бренд не только не должен полностью совпадать с чужими товарными знаками, но и быть даже частично похожим на них. В юридической терминологии это называется «сходство до степени смешения». Ваши клиенты не должны путать похожие бренды автомастерских.
- Подать документы в Роспатент, оплатить госпошлину. Ее минимальный размер – 35 000 рублей, а полная сумма зависит от количества классов и наименований услуг в каждом классе.
- Дождаться решения экспертизы и оплатить последнюю пошлину за выдачу государственного свидетельства – минимально 18 000 руб.
- Получить государственное свидетельство.
Важно: с 4 октября 2025 года изменился порядок уплаты пошлин за каждый этап регистрации. Теперь учитывается не только общее количество классов МКТУ в заявке, но и количество наименований в каждом классе – по 500 руб., если их больше 10.
Пример из судебной практики
В 2024 году Арбитражный суд г. Омска рассмотрел дело № А46-2980/2024.Истцом выступал индивидуальный предприниматель, который является правообладателем товарного знака № 483266.
![]()
Другой предприниматель незаконно использовал это же название для своего автосервиса. Узнав об этом, истец отправил досудебную претензию, но не получил ответа. После этого он обратился в суд с требованием прекратить использование своего товарного знака и выплатить ему компенсацию в размере 5 миллионов рублей.
Ответчик предоставил налоговую декларацию, в которой указано, что он не получил прибыль за предыдущий период. Приняв это во внимание, суд уменьшил размер компенсации и постановил, что ответчик должен выплатить истцу 500 000 рублей.
Срок действия товарного знака составляет 10 лет с момента регистрации, но его можно продлевать неограниченное количество раз.
Регламентами Роспатента предусмотрен срок до 18 месяцев. Но, если вы обращаетесь к патентным поверенным и регистрируете свой бренд с их помощью, то он может значительно сократиться – до 4-6 месяцев.
Есть также процедура ускоренной регистрации, которая длится 2 месяца, но требует дополнительных затрат. Для получения консультации по этому вопросу вы можете обратиться к нашим специалистам.
Нет, вы продолжаете владеть правом на товарный знак и можете распоряжаться им. Например, «продать» его по договору отчуждения или «сдать в аренду» по лицензионному договору другому предпринимателю.
Да, можно зарегистрировать бренд на любом языке, ограничений нет.