Новые правила регистрации товарных знаков с географией
Кроме традиционных товарных знаков, Роспатент регистрирует так называемые региональные бренды, которые служат для защиты товаров или услуг, которые характерны только для определенного региона. В конце мая 2023 года начали действовать новые поправки к IV части Гражданского кодекса. Они устанавливают ограничения по регистрации товарных знаков, содержащих географические названия и региональные бренды.
Что такое региональные бренды?
Некоторые товары, изготавливаемые в определенных областях, обладают уникальными характеристиками, которые невозможно воспроизвести в другой местности. Благодаря этому они имеют особую ценность и репутацию в глазах потребителей. Чтобы защитить такие товары от незаконного копирования, бренд можно зарегистрировать двумя способами:
- как наименование мест происхождения товаров (НМПТ);
- как географическое указание (ГУ).
Чтобы получить государственное свидетельство на НМПТ или ГУ, предприниматель обязан осуществлять производство на данной территории.
Чем различаются ГМПТ и ГУ
Основное отличие НМПТ и ГУ заключается в том, что для НМПТ все стадии производства должны находиться в пределах определенной территории. А для товаров, маркированных ГУ, достаточно наличие хотя бы одной из стадий производства в этом месте, которое оказывает существенное влияние на характеристики товара.
Например, в 2022 году было зарегистрировано ГУ «Томская береста» для изделий из бересты (шкатулки, подносы, декоративные тарелки, туеса и другие). Особенностью этих изделий является то, что они изготавливаются из томских берез, которые отличаются пушистыми молодыми побегами и отсутствием смолистых бородавок на стебле. В других регионах такие деревья не растут. Поэтому добыча сырья может производиться только в Томской области, а вот обработку бересты и резьбу можно делать в других регионах.
Правообладателями НМПТ или ГУ могут быть сразу несколько предпринимателей или организаций. Каждый из них должен доказать, что соблюдаются необходимые условия производства, обеспечивающие уникальные характеристики товара.
НМПТ и ГУ вносятся в один реестр, отдельно Роспатент ведет реестр по их заявкам.
Изменения в Гражданском кодексе
28 мая 2022 года был принят Федеральный закон №143-ФЗ «О внесении изменений в IV часть Гражданского кодекса РФ». Он вступил в силу ровно через год, 28 мая 2023 г.
Согласно изменениям, теперь товарные знаки не должны совпадать с региональными брендами, зарегистрированными в Роспатенте, или с такими заявками, которые были поданы на более раннюю дату.
Влияние на регистрацию товарных знаков
Все заявки на регистрацию товарных знаков проходят государственную экспертизу. Одним из главных требований экспертизы является уникальность знака. Он не должен совпадать полностью или быть похожим на знаки других правообладателей, которые успели зарегистрировать свои бренды раньше. Экспертиза проверяет название или логотип по реестру товарных знаков и по реестру заявок, которые были поданы на более раннюю дату.
С введением изменений в Гражданский кодекс требования экспертизы ужесточаются. Теперь заявку будут проверять еще по 2 реестрам:
- зарегистрированные НМПТ и ГУ;
- заявки на регистрацию НМПТ и ГУ.
Заявка на товарный знак будет отклонена, если:
- знак полностью воспроизводит региональный бренд;
- знак похож на региональный бренд (имитирует его);
- есть более ранняя заявка на НМПТ или ГУ с похожим названием;
- в знаке используется географическое название, а сам производитель – из другого региона.
Например, в Роспатенте зарегистрировано НМПТ «Вологодское масло» (свидетельство № 27). Если предприниматель подаст заявку на регистрацию товарного знака «Вологда» для 29 класса МКТУ (к нему относятся продукты питания, в том числе масло), то экспертиза откажет в регистрации. Даже если предприниматель работает в Вологодской области.
Исключение составляют 2 случая:
- когда знак хочет зарегистрировать сам владелец регионального бренда, тогда название или логотип может быть похожим на НМПТ и ГУ;
- если товарный знак регистрируется для других видов товаров, не совпадающих с теми, которые выпускаются под региональным брендом.
Предварительная проверка товарных знаков
Чем жестче становятся требования к товарным знакам, тем выше риск отказа от Роспатента. В настоящий момент в государственном реестре уже зарегистрировано более 300 НМПТ и ГУ, а государство стимулирует местных производителей, и количество региональных брендов с каждым годом увеличивается. Вероятность совпадения высока еще и потому, что сходными по сути считаются однокоренные и созвучные названия («Вологодский» – «Вологда» – «Вологодчина»).
На сайте Роспатента существует поисковая система по реестрам. Но проверка товарного знака на совпадение с НПМТ и ГУ осложняется тем, что доступ к этим реестрам возможен только на коммерческой основе.
Заказать полную проверку товарного знака перед его регистрацией можно в патентном бюро Ezybrand. Так как Роспатент не возвращает госпошлины, уплаченные по заявке в случае отказа, то предварительная проверка поможет избежать ненужных трат на повторную подачу заявки. По статистике Роспатента, отказ выносился по каждой седьмой заявке до принятия изменений. Полная проверка позволяет получить знак с первого раза в сокращенные сроки.
👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!