УСН для маркетплейсов: особенности налогового режима
Маркетплейсы не работают с продавцами, не обладающими определенным статусом: самозанятый, ИП или ООО. При регистрации ИП или ООО нужно определить систему налогообложения. Для работы на маркетплейсах многие предприниматели выбирают упрощенную систему налогообложения (УСН).
УСН для маркетплейсов позволяет оптимизировать налогообложение, снизить число направляемых налоговых и других отчетов.
УСН для продажи на маркетплейсах
Одной из наиболее простых и понятных систем налогообложения с минимальной отчетностью, которая часто выбирается селлерами, является упрощенная система налогообложения (УСН). С 1 января 2025 г. при работе на маркетплейсах будет разрешено также применять автоматизированную УСН (АУСН). Это нововведение связано с многочисленными обращениями предпринимателей. До 2025 года при заключении продавцом агентского договора с маркетплейсом применение АУСН было запрещено.
УСН имеет свои особенности, плюсы и минусы. Перед конкретизацией системы налогообложения предпринимателю полезно сделать несложные сравнительные расчеты. Их варианты рассмотрены далее.
Какие варианты УСН существуют для работы на маркетплейсах
При выборе УСН можно выбрать два варианта налогообложения:
- УСН «Доходы». Это когда налог по ставке 6% платится ото всех полученных селлером доходов от продажи товаров на маркетплейсах.
- УСН «Доходы минус расходы». При этом режиме для получения налогооблагаемой базы из доходов вычитаются расходы. Результат облагается 15-процентным налогом.
Кроме того, с 1 января 2025 г. при работе на маркетплейсах предприниматель может перейти на АУСН. Для этого нужно подать заявление в ФНС.
При использовании АУСН также облагаются либо доходы, либо прибыль (доходы минус расходы). Однако ставки налога на АУСН выше – 8% при применении АУСН «Доходы» и 20% при АСУН «Доходы минус расходы».
Нюансы при выборе вариантов УСН при работе на маркетплейсах
- УСН «Доходы». Плюсы этого режима налогообложения в том, что предпринимателю нет необходимости подтверждать свои расходы. Минусы состоят в том, что при высоких затратах (закупочная стоимость товара, транспортировка, логистика, реклама, комиссия маркетплейса и др.) УСН «Доходы» не выгоден.
Допустим, товар продается за 1000 рублей. Затраты предпринимателя составили 650 рублей. Он заплатит 1000*0,06=60 рублей налогов.
- УСН «Доходы минус расходы». Если затраты составляют более 60% от цены товара на маркетплейсе, этот вариант более выгодный. Однако предприниматель должен их документально подтвердить: при использовании ЭДО это сделать несложно.
В приведенной выше ситуации размер налога составит 1000-650 = 350*0,15=52,5 рублей налогов. Это условный пример, показывающий разницу в уплате налогов при использовании различных вариантов налогообложения по УСН, при условии, что затраты на товар достаточно высоки.
- АУСН. Его плюсом является полная автоматизация. Предприниматель на маркетплейсах избавлен от необходимости ведения бухгалтерского учета (если это не организация), а сведения для налоговой инспекции отправляются маркетплейсами в режиме реального времени. ФНС видит все операции на маркетплейсах и автоматически считает налоги.
При применении АУСН предприниматель не платит страховые взносы за себя и наемных работников. При годовом доходе до 600 тыс. рублей и наличии сотрудников (не более 5) АУСН выгоден: страховые взносы нивелируют разницу в процентах уплаты налога при использовании УСН и АУСН.
Какой вариант УСН выбрать при работе на маркетплейсах
Расходы государства преимущественно обеспечиваются налогами от бизнеса, а не с физических лиц. При этом ФНС делает все для прозрачности расчетов. Так, введение АУСН позволяет предпринимателю не заботиться об отчетности, но и ФНС отслеживает все его операции.
При работе на маркетплейсах предпринимателю следует посчитать соотношение доходов и расходов: если последние составляют более 60% лучше выбрать УСН «Доходы минус расходы», в противном случае – УСН «Доходы».
АУСН следует выбирать при наличии сотрудников и ежегодных доходов до 600 тыс. рублей.
Кроме того, предпринимателю нужно помнить, что с 1 января 2025 года плательщики УСН должны платить НДС. Это произойдет если их доходы превысят 60 млн. рублей.
НДС можно платить по обычным (10 и 20%) или пониженным (5 и 7%) ставкам. При уплате НДС по ставкам 5 (7) %, НДС именно в этом размере будет приниматься к вычету контрагентами. Последние могут отказаться от сотрудничества с предпринимателями, применяющими пониженные ставки НДС, в целях снижения налогооблагаемой базы.
Способы подсчета налога
Способы расчета налога при УСН:
- УСН «Доходы». Налог = все доходы, поступившие на счет продавца (согласно отчету Интернет-площадки, агентские вознаграждения маркетплейса не вычитаются) * 6%
- УСН «Доходы минус расходы». Налог = все доходы минус расходы * 15%.
- АУСН УСН «Доходы». Налог = все доходы * 8%.
- АУСН УСН «Доходы минус расходы». Налог = все доходы минус расходы * 15%.
В 2024 году издано письмо Минфина от 04.09.24 № 03-11-11/84125. В нем указано, что для учета доходов селлерам на маркетплейсах нужно использовать кассовый метод. Альтернативы ему нет. При этом доходы фиксируются по фактическому поступлению денежных средств на расчетный счет продавца, а не маркетплейса.
Документы для работы с маркетплейсами
Регистрационные документы
Для регистрации на маркетплейсе нужно подписать с ним договор, то есть принять оферту. Ее акцепт производится до начала старта продаж. Договор относится к агентским. Это когда маркетплейс принимает на себя обязательства совершать сделки от имени и за счет селлера. Данные действия производятся за вознаграждение.
Регистрация селлера производится пошагово на сайте Интернет-площадки. Маркетплейсы требуют от продавца предоставления паспортных сведений ИП или директора организации, данных о телефоне и ИНН.
Популярные маркетплейсы работают с самозанятыми, ИП и организациями. Соответствующий статус селлера проверяется маркетплейсом по открытым источникам, так как реестры юридических и физических лиц публичны и доступны на сайте ФНС.
Документы для продажи товаров на маркетплейсах
Интернет-площадки требуют от селлеров предоставления ряда документов.
К ним относятся следующие:
- Документы, подтверждающие, что товары не нанесут вреда жизни и здоровью покупателя. Это декларации и сертификаты соответствия, а также отказные письма. Последние подтверждают, что товар отсутствует в техническом регламенте ТС и перечне технических товаров ЕЭС. При перепродаже товаров на маркетплейсах селлеру нужно получить документы о безопасности товара у производителя или оптового поставщика. Если таких документов нет, то он должен их оформить самостоятельно через сертификационные центры. Это коммерческие организации, цены в различных центрах могут существенно отличаться.
- Если товар нужно маркировать в системе «Честный знак», то нужно получить в этой системе коды Data Matrix. Такие требования предъявляются для одежды и обуви, табака, молочных продуктов, обуви, БАДов, лекарств, парфюмерии, фототехники, ламп-вспышек, автошин, покрышек и других групп товаров. Для получения кода маркировки нужно подключиться к системе «Честный знак». Через нее участники торгового оборота пересылают универсальные передаточные документы (УПД).
Прочитать подробнее о том, что такое «Честный знак» и как работать в этой системе, можно в этой статье нашего блога.
- Для продажи брендовых товаров нужно получить разрешение правообладателя: оформить лицензионный, дистрибьюторский договор, франшизу или договор поставки. Если товар приобретается у оптового поставщика, то должна прослеживаться вся цепочка перепродаж от оригинального производителя или его официального представителя.
Оформить такие договоры можно в патентном бюро Ezybrand. Важно: лицензионный договор и франшиза должны быть зарегистрированы в Роспатенте, иначе они не имеют юридической силы. Составить заявку на регистрацию таких договоров тоже можно у нас. Подробнее об этих услугах здесь.
- Для старта продаж на большинстве маркетплейсов селлеру не обязательно регистрировать свой товарный знак в Роспатенте. Однако, если это сделать, вы сможете получить правовую охрану для вашего бренда и сами будете защищены от судебных исков и претензий.
Создать нейм и логотип для бренда, зарегистрировать их в Роспатенте как товарный знак можно в патентном бюро Ezybrand. Подробнее о нейминге здесь.
Подтверждающие (отчетные) документы
Маркетплейс передает селлеру:
- Акты о выполненных работах. Они подтверждают оказанные маркетплейсом услуги, например рекламные.
- Отчеты о продажах. В них отражены все факты реализации товаров за определенный период. Отчеты нужны для подтверждения полученного дохода, понесенных расходов и правильности уплаты налогов.
- УПД. Большинство маркетплейсов используют электронный документооборот (ЭДО). При помощи ЭДО торговые площадки направляют селлерам документы. Они подписываются квалифицированной электронной подписью и имеют полную юридическую силу, как бумажный документ с подписью директора и печатью. Их можно направить в налоговую инспекцию для подтверждения проведенных операций на маркетплейсах. Для обмена документами сервисы ЭДО использовать не обязательно, если селлер не работает с маркированными товарами и не продает их за границу.
- Счета-фактуры. Это сопроводительные документы. В частности, они нужны для вычета сумм входного НДС по товарам, где НДС включен в их стоимость.
Регистрация товарного знака для безопасной торговли на маркетплейсах
При регистрации на маркетплейсах Ozon, Wildberries и Яндекс Маркет иметь товарный знак необязательно. Но, по мере развития бизнеса, важно защитить его от конкурентов. Например, предприниматель создал успешную компанию, которая реализует товары под уникальным именем. Этот нейм стал фирменным брендом и получил хорошую репутацию среди покупателей, потому что они довольны качеством, сроками поставки, условиями возврата и т.д. В этом случае уникальное обозначение обладает высокой репутационной стоимостью. Это тоже актив, хотя и нематериальный.
Если наименование не зарегистрировано в Роспатенте, то конкуренты тоже могут свободно его использовать, в том числе в целях дискредитации другого бизнеса. Регистрация уникального обозначения в качестве товарного знака в Роспатенте даст гарантии по его правомерному использованию, а тех, кто нарушит права на товарный знак, можно привлечь к ответственности по статье 1515 ГК РФ (выплата компенсации до 5 млн. рублей), по статье 14.10 КоАП РФ (штраф до 200 000 рублей), по статье 180 УК РФ (лишение свободы на срок до 6 лет).
Патентные поверенные бюро Ezybrand зарегистрируют ваш товарный знак в Роспатенте, а на предварительном этапе разработают его уникальное наименование и графическое изображение. Подробнее об этой услуге здесь.
Часто задаваемые вопросы
Можно ли избежать уплаты НДС в 2025 году?
От НДС автоматически освобождаются предприниматели и организации, доходы которых за 2024 год были менее 60 млн. рублей. Уведомления в ФНС подавать не нужно.
Предпринимателям, освобожденным от НДС, также не нужно выставлять счета-фактуры с пометкой «без НДС».
Нужно ли вести книгу учета доходов и расходов?
КУДиР должны вести все ИП и юрлица на УСН (статья 346.24 НК РФ), но ИП могут не вести при этом бухгалтерский учет.
Если выбрана система налогообложения «Доходы», то в книгу нужно вносить только доходы. КУДиР можно вести в электронном виде, но если ее запросит налоговая служба, то нужно будет ее распечатать.
ООО на УСН получило 250 тыс. рублей доходов в 2024 году. Расходы составили 240 тыс. рублей. Как платить налоги в этом случае?
Доходы ООО за минусом расходов составят 250 – 240 = 10 тыс. рублей.
Налог 15% = 10000 * 0,15 = 1500 рублей.
1% от суммы доходов составит 250000* 0,01= 2500 рублей.
Сравниваем «налог 15%» и «1% от суммы доходов»:
- если «налог 15%» меньше «1% от суммы доходов» уплачивается т.н. минимальный налог – это 1% от суммы доходов.
- если «налог 15%» больше «1% от суммы доходов» уплачивается налог в размере 15% от разницы доходов и расходов.
Наша организация подходит по всем критериям для перехода на АУСН (численность работников 5 человек, годовой доход 40 млн. рублей, остаточная стоимость основных средств менее 150 млн. рублей, заработная плата выплачивается в безналичной форме). Должна ли организация применять АУСН?
Переход на АУСН носит добровольный характер. При ряде условий, в целях уменьшения налоговых выплат, целесообразно остаться на УСН, так как ставки налога на АУСН выше.
На УСН я подавал декларацию. На АУСН ее тоже нужно будет направлять в ФНС?
Нет, это потребуется. Все сведения ФНС получит автоматически, в том числе от маркетплейса в электронном виде.
Какие доходы не учитываются при расчете налога на УСН?
Не учитываются доходы, приведенные в статье 251 НК РФ.
В частности:
- суммы материальной выгоды по договорам беспроцентного займа – письмо Минфина.
- личные средства ИП, который он внес на расчетный счет или в кассу для обеспечения текущей деятельности – письмо Минфина.
- дивиденды, если налог с них удержан налоговым агентом – НК РФ (п. 3 ст. 214, пп. 3, 7 ст. 275 НК РФ).
- полученные от СФР выплаты работодателю по листам нетрудоспособности наемных работников – письмо Минфина.
- ошибочно зачисленные на расчетный счет суммы – письма Минфина: 1, 2.
Я хочу зарегистрировать несколько ИП и ООО и распределять доходы между ними для того, чтобы не платить НДС. Законно ли это?
Это может быть расценено ФНС как дробление бизнеса. В этом случае налоговая инспекция объединит выручку и доначислит налоги основному участнику схемы, которого сама и определит.
При этом скрыть аффилированность между ООО и ИП сложно: обычно директор ООО и ИП одно и тоже лицо. Часто они зарегистрированы по одному адресу. У учредителей и ИП имеются родственные связи и т.д.
Для ФНС нужно документально доказать деловой характер взаимоотношений и наличие конкретных результатов сотрудничества: рост прибыли, освоение новых рынков и т.д.
👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!