4 распространенных мифа о товарных знаках
В последнее время в средствах массовой информации появились сообщения о том, что российские предприниматели подают заявки на регистрацию всемирно известных брендов, владельцы которых прекращают вести свой бизнес в России. Можно ли получить свидетельство в этом случае и какие другие распространенные мифы о товарных знаках существуют в предпринимательской среде – об этом в нашей сегодняшней статье.
Миф №1. Иностранный производитель ушел с российского рынка, можно регистрировать его бренд на свое имя
Из-за сложившейся экономической ситуации в России и западных санкций многие зарубежные компании приняли решение уйти с российского рынка. В марте-апреле 2022 года в Роспатент поступило около 50 заявок на регистрацию популярных иностранных брендов – часть из этих заявок полностью с ними совпадают, а некоторые из них недвусмысленным образом имитируют известные товарные знаки.
Однако нужно учитывать, что прекращение предпринимательской деятельности не означает аннулирование правовой охраны товарного знака. Так, например, бренд «Coca-cola» был зарегистрирован в «Роспатенте» еще в 1970 году и продолжает действовать и поныне. Правообладатель – американская компания «Coca-cola» – поддерживает правовую охрану своего товарного знака на территории России, уплачивая пошлины через каждые 10 лет.
Заявка в этом случае получит отказ в регистрации на основании п. 6 статьи 1483 Гражданского кодекса РФ: полное совпадение с ранее зарегистрированным товарным знаком другого производителя. Не удастся получить свидетельство и на то обозначение, которое имитирует популярный бренд. Например, нельзя зарегистрировать знак Nezpresso, так как уже есть товарный знак Nespresso и они сходны до степени смешения – потребитель может спутать этих производителей.
Если же зарубежный бренд не зарегистрирован на территории России, но широко известен российским потребителям, то и в этом случае экспертиза Роспатента вынесет отказ, так как это противоречит п. 3 вышеуказанной статьи ГК РФ – товарный знак не должен вводить потребителя в заблуждение.
Миф №2. Если я подал заявку на регистрацию и уплатил пошлину, то гарантированно получу свидетельство на товарный знак
Выдача свидетельств на товарные знаки носит не заявительный характер, а производится только после проведения строгой государственной экспертизы. При поступлении заявки в Роспатент ей присваивается регистрационный номер, и она вносится в государственный реестр заявок, но это не значит, что отказа быть не может.
Государственная экспертиза может вынести 3 вида решений по заявке:
- Положительное заключение экспертизы, предоставление правовой охраны и выдача свидетельства.
- Предварительный отказ, если есть похожий товарный знак в реестре. Эксперт может предложить исключение из заявки тех товаров/услуг, для которых зарегистрирован «мешающий» товарный знак. Изменить свое обозначение кардинальным образом в поданной заявке не получится – это запрещено регламентами Роспатента.
- Полный отказ, когда товарный знак не удовлетворят требованиям законодательства по абсолютным основаниям для отказа.
Товарные знаки должны быть уникальными. Чтобы увеличить шанс на успешную регистрацию, а при необходимости – доработать обозначение, проводится предварительная проверка товарного знака перед подачей заявки в Роспатент.
Наша команда помогает проверить бренд по открытым и закрытым реестрам Роспатента, оценить шансы на успешную регистрацию и доработать бренд, при необходимости. Напишите в Whatsapp или Telegram для получения бесплатной консультации.
Миф №3. Если я зарегистрировал свой товарный знак в Роспатенте, то он защищен по всему миру
Единого «мирового товарного знака» не существует. Правовая охрана предоставляется только на территории того государства, где получено свидетельство.
Это значит, что если нужно защитить свой товарный знак в другой стране, то необходимо пройти процедуру регистрации в местном национальном патентном ведомстве: подать туда заявку и оплатить государственные пошлины. Для получения свидетельства на товарный знак сразу в нескольких государствах можно воспользоваться Мадридской системой регистрации, упрощающей документооборот.
Миф №4. Если товарный знак прошел государственную экспертизу, то его невозможно оспорить
Регистрацию товарного знака может оспорить заинтересованное лицо путем подачи возражения против решения Роспатента в Палату по патентным спорам (ППС). Чаще всего это происходит в тех случаях, когда знак совпадает с фирменным наименованием коммерческим обозначением или похож на другой товарный знак, права на которые возникли раньше, чем произведена регистрация спорного знака в Роспатенте.
Оспаривание регистрации в Палате по патентным спорам относится к досудебным мерам разрешения конфликта. Досудебный порядок является обязательным. Решение Палаты по патентным спорам, в свою очередь, можно оспорить в Суде по интеллектуальным правам. В среднем рассмотрение возражений против решений Роспатента в ППС производится в течение 3 месяцев.
Кроме того, на основании статьи 1486 Гражданского кодекса РФ правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно, если он не используется правообладателем в течение 3 лет подряд. Для этого заинтересованное лицо должно оформить иск в Арбитражный суд. Обязанность фактического использования товарного знака возлагается на его правообладателя.
Защита нарушенных прав на товарный знак также производится в судебном порядке. За незаконное производство контрафакта владелец товарного знака вправе потребовать выплаты компенсации, размер которой может достигать 5 млн. рублей и более, если расчет производится в двукратном размере от стоимости контрафактной продукции.
Патентные поверенные Ezybrand проводят проверку товарного знака на соответствие всем требованиям ГК РФ и регламентов Роспатента. Вы можете обратиться за консультацией к нашим специалистам для бесплатной экспресс-проверки или полной проверки, что позволит повысить шансы для успешной регистрации до 98%.
👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!