Что такое франшиза или франчайзинг простыми словами
Что такое франшиза?
Франшиза (или франчайзинг) — это бизнес-модель, которая позволяет франчайзи получить доступ к эксклюзивным бизнес-знаниям, процессам и товарным знакам франчайзера. В результате получатель франшизы (франчайзи) может продавать продукт или услугу, используя фирменное наименование, брендинг и установленную бизнес-систему франчайзера. В обмен на приобретение франшизы получатель франшизы должен оплатить сборы франчайзера, часто включая начальный взнос и текущие лицензионные сборы.
Франчайзинг — это мощный инструмент в деловом мире, бизнес-модель, которая позволяет запустить бизнес по заранее отработанной схеме. Владелец бизнеса передает права на свой бренд и помогает выстраивать бизнес-процессы одному или нескольким предпринимателям.
Удивительно, каждое седьмое предприятие является франчайзинговым, что эквивалентно примерно двум миллионам франчайзинговых компаний в мире. На франшизных компаниях заняты миллионы людей, что доказывает, насколько они важны для мировой экономики.
Если вы когда-либо думали о покупке франшизы или даже о создании собственного бизнеса, но не знали, с чего начать, вы не одиноки. С такими преимуществами, как высокая прибыль, постоянная поддержка, проверенная бизнес-модель, нетрудно понять, почему предприниматели выбирают этот путь.
В этом подробном руководстве вы узнаете о франчайзинге, в том числе о том, что такое франшиза, как работает франшиза, ее соглашения и правила, и многое другое.
- Предприниматель (получатель франшизы) имеет право продавать продукт или услугу, используя товарный знак или торговое наименование другой компании (франчайзера).
- Получатель франшизы имеет право продавать продукт или услугу, используя методы работы франчайзера.
- Получатель франшизы обязан уплатить франчайзеру гонорар за эти права.
- Франчайзер обязан предоставлять права и поддержку франчайзи.
По своей сути франшиза — это совместное предприятие между франчайзером (первоначальный бизнес) и франчайзи (бизнесу, которому разрешено использовать бренд и систему франчайзера для продажи продуктов или услуг).
Концепция франшизы не нова. Фактически, бизнес-модель восходит к середине 19 века и может быть отнесена к двум американским компаниям: McCormick Harvesting Machine Company и IM Singer Company. Когда обе компании столкнулись с большим объемом производства и спроса, они решили разработать новые бизнес-модели, которые позволили бы им продавать свои жатки и швейные машины на расширяющемся внутреннем рынке.
Эти инновационные, новые бизнес-модели включали развитие организационных, маркетинговых и распределительных систем и признаны предшественниками франчайзинга.
Идея франчайзинга в пищевой и гостиничной индустрии зародилась в 1920-х и 1930-х годах. A&W Root Beer открыла свои первые франчайзинговые операции в 1925 году, а в 1935 году Howard Johnson Restaurants открыла свой первый филиал в 1935 году. Ресторан продолжал добиваться большого успеха, что привело к его быстрому расширению и вдохновению на существующую американскую модель сети ресторанов быстрого питания и по сей день.
Как работает франшиза?
Франшиза — это договорное соглашение между франчайзером и франчайзи. Этот контракт может быть довольно сложным и варьируется для каждой франшизы, однако обычно он включает три категории платежей, которые должны быть выплачены франчайзеру.
- Паушальный взнос выплачиваться в качестве единовременного авансового платежа.
- Плата за обучение, оборудование или консультационные услуги по бизнесу: эта сумма будет варьироваться в зависимости от того, что франчайзер предоставляет франчайзи.
- Текущие роялти: франчайзер также будет получать постоянные роялти или процент от продаж франчайзи. Этот процент может варьироваться от в зависимости от отрасли, как правило, оплачивается ежемесячно.
Важно отметить, что это соглашение о франшизе является временным и не означает полного владения бизнесом франчайзи. Вы можете сравнить этот договор, например, с арендой. Срок действия договора коммерческой концессии, как правило, составляет от 5 до 30 лет.
Типы франшиз
Существует три основных типа франшиз — франшизы бизнес-формата, франшизы продуктов и производственные франшизы. Давайте подробнее рассмотрим каждый из этих типов.
Франшизы бизнес-формата.
Самый распространенный формат франшизы — это бизнес-франшиза, то есть, компания (франчайзер) позволяет независимому владельцу бизнеса (получателю франшизы) вести бизнес под своим установленным брендом в обмен на комиссионные и роялти.
В качестве примера, можно привести такие популярные сети ресторанов быстрого питания, как McDonald’s, KFC и Pizza Hut.
Продуктовые франшизы
На основании договора коммерческой концессии производитель позволяет розничному продавцу распространять или продавать свою продукцию, используя свой логотип, товарные знаки и торговое наименование. Как правило, это происходит по схеме «поставщик-дилер», а розничным продавцам не предоставляется операционная система для ведения бизнеса. Однако, чтобы получить права на эти продукты, розничным продавцам, возможно, придется платить сборы или покупать минимальное количество продуктов в месяц.
Производственные франшизы
Третий вид франшизы — производственная франшиза. Франчайзер предоставляет производителю разрешение на производство и продажу своей продукции с использованием его торговой марки. Часто используется в отношение брендов одежды, продуктов питания и напитков. Например, Coca-Cola продает концентрат сиропа компаниям по розливу, которые смешивает его с водой и разливает продукт в бутылки.
Договор франчайзинга (Коммерческая концессия)
Договор коммерческой концессии — это договор между франчайзером и франчайзи, в котором подробно указаны условия работы, нематериальные активы, права на которые передаются франчайзи, размеры выплат, бизнес-процессы, поддержка, условия досрочного расторжения и т.д.
В договоре коммерческой концессии частом можно встретить следующие пункты:
- Местоположение или территория, на которой франчайзи будет работать.
- Порядок управления филиалом.
- Обучение и постоянная поддержка со стороны франчайзера.
- Срок действия договора.
- Требуются сборы за франшизу или инвестиции.
- Структура роялти.
- Информация о товарных знаках, патентах и вывесках, в том числе о том, как франчайзи может использовать эти элементы.
- Рекламные и маркетинговые обязательства франчайзера, включая связанные с ними сборы.
- Право на продление, прекращение и политика отмены.
- Стратегии выхода, включая политику в отношении того, может ли франчайзи перепродать свою франшизу по своему усмотрению, а также положения об обратном выкупе или праве преимущественного отказа.
Перед подписанием договора, рекомендуется обратится к патентному поверенному для анализа всех возможных рисков.
Преимущества франчайзинга
Франчайзинг зарекомендовал себя как успешная бизнес-модель для множества брендов и обладает рядом преимуществ для франчайзи и франчайзеров. Давайте рассмотрим их подробнее.
- Сопровождение бизнеса. Создание и развитие собственного бизнеса сложная задача, поэтому многие франчайзи пользуются помощью франчайзеров. Ситуации бывают разные, зависит от конкретного договора и условий, но, чаще всего, для франчайзи это выглядит как готовый бизнес.
- Узнаваемость бренда. Вы получается права на использование уже раскрученного бренда, что существенно снижает маркетинговые затраты, связанные с повышением узнаваемости — это огромное преимущество.
- Успешная бизнес-модель. Проверенная временем бизнес-модель, мощный толчок для старта. Конечно, существует риск провала и всё может пойти не по плану, по этому необходимо тщательно анализировать предложение о покупке франшизы перед подписанием договора.
- Прибыль. Еще одна причина, по которой франшизы обычно более успешны, чем отдельные предприятия, заключается в том, что их узнаваемый бренд приносит более высокую прибыль. Это справедливо даже для крупных или известных франшиз, которые требуют более высоких начальных вложений.
- Низкий риск. Нет сомнений в том, что начинать любой бизнес рискованно, однако франчайзи несут меньший риск . В основном это связано с двумя причинами. Во-первых, большинство франшиз принадлежит авторитетным компаниям, которые протестировали и доказали бизнес-модель франшизы на различных рынках и в разных регионах. Во-вторых, владелец бизнеса заинтересован в росте франшизных филиалов, так как это прямым образом влияет на его доход — вы можете рассчитывать на помощь опытного наставника и его команды.
- Встроенная клиентская база. Популярный бренд уже завоевал сердца потребителей, вызывает нужные ассоциации. Это большое преимущество на старте.
- Сам себе начальник. Многие предприниматели начинают свой бизнес лишь потому, что мечтают стать независимыми.
👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!