Товарные знаки

Что такое франшиза или франчайзинг простыми словами

Франчайзинг — это мощный инструмент в деловом мире, бизнес-модель, которая позволяет запустить бизнес по заранее отработанной схеме. Владелец бизнеса передает права на свой бренд и помогает выстраивать бизнес-процессы одному или нескольким предпринимателям.

Удивительно, каждое седьмое предприятие является франчайзинговым, что эквивалентно примерно двум миллионам франчайзинговых компаний в мире. На франшизных компаниях заняты миллионы людей, что доказывает, насколько они важны для мировой экономики.

Если вы когда-либо думали о покупке франшизы или даже о создании собственного бизнеса, но не знали, с чего начать, вы не одиноки. С такими преимуществами, как высокая прибыль, постоянная поддержка, проверенная бизнес-модель, нетрудно понять, почему предприниматели выбирают этот путь.

В этом подробном руководстве вы узнаете о франчайзинге, в том числе о том, что такое франшиза, как работает франшиза, ее соглашения и правила, и многое другое.

Что такое франшиза?

Франшиза (или франчайзинг) — это бизнес-модель, которая позволяет франчайзи получить доступ к эксклюзивным бизнес-знаниям, процессам и товарным знакам франчайзера. В результате получатель франшизы (франчайзи) может продавать продукт или услугу, используя фирменное наименование, брендинг и установленную бизнес-систему франчайзера. В обмен на приобретение франшизы получатель франшизы должен оплатить сборы франчайзера, часто включая начальный взнос и текущие лицензионные сборы.

В бизнес-модели франчайзинга франчайзер предоставляет франчайзи право вести свой бизнес в соответствии с его собственной успешной системой в течение определенного периода времени. Этот период времени может варьироваться в зависимости от франшизы или отрасли, но будет задокументирован в соглашении между франчайзером и франчайзи, которое представляет собой контракт, с указанием, что франчайзи может и что не может делать в рамках сотрудничества.

В то время как франчайзи управляет франшизой как своим бизнесом, франчайзер в конечном итоге контролирует бренд и, следовательно, определяет многие аспекты этого бизнеса, включая финансовые, операционные и корпоративные вопросы. Например, франчайзер может принимать решения о часах работы магазина, планах продаж, количестве сотрудников, а также деловых расходах и затратах.

  • Предприниматель (получатель франшизы) имеет право продавать продукт или услугу, используя товарный знак или торговое наименование другой компании (франчайзера).
  • Получатель франшизы имеет право продавать продукт или услугу, используя методы работы франчайзера.
  • Получатель франшизы обязан уплатить франчайзеру гонорар за эти права.
  • Франчайзер обязан предоставлять права и поддержку франчайзи.

По своей сути франшиза — это совместное предприятие между франчайзером (первоначальный бизнес) и франчайзи (бизнесу, которому разрешено использовать бренд и систему франчайзера для продажи продуктов или услуг).

Концепция франшизы не нова. Фактически, бизнес-модель восходит к середине 19 века и может быть отнесена к двум американским компаниям: McCormick Harvesting Machine Company и IM Singer Company. Когда обе компании столкнулись с большим объемом производства и спроса, они решили разработать новые бизнес-модели, которые позволили бы им продавать свои жатки и швейные машины на расширяющемся внутреннем рынке.

Эти инновационные, новые бизнес-модели включали развитие организационных, маркетинговых и распределительных систем и признаны предшественниками франчайзинга.

Идея франчайзинга в пищевой и гостиничной индустрии зародилась в 1920-х и 1930-х годах. A&W Root Beer открыла свои первые франчайзинговые операции в 1925 году, а в 1935 году Howard Johnson Restaurants открыла свой первый филиал в 1935 году. Ресторан продолжал добиваться большого успеха, что привело к его быстрому расширению и вдохновению на существующую американскую модель сети ресторанов быстрого питания и по сей день.

Как работает франшиза?

Франшиза — это договорное соглашение между франчайзером и франчайзи. Этот контракт может быть довольно сложным и варьируется для каждой франшизы, однако обычно он включает три категории платежей, которые должны быть выплачены франчайзеру.

  • Паушальный взнос выплачиваться в качестве единовременного авансового платежа.
  • Плата за обучение, оборудование или консультационные услуги по бизнесу: эта сумма будет варьироваться в зависимости от того, что франчайзер предоставляет франчайзи.
  • Текущие роялти: франчайзер также будет получать постоянные роялти или процент от продаж франчайзи. Этот процент может варьироваться от в зависимости от отрасли, как правило, оплачивается ежемесячно.

Важно отметить, что это соглашение о франшизе является временным и не означает полного владения бизнесом франчайзи. Вы можете сравнить этот договор, например, с арендой. Срок действия договора коммерческой концессии, как правило, составляет от 5 до 30 лет.

Типы франшиз

Существует три основных типа франшиз — франшизы бизнес-формата, франшизы продуктов и производственные франшизы. Давайте подробнее рассмотрим каждый из этих типов.

Франшизы бизнес-формата.

Самый распространенный формат франшизы — это бизнес-франшиза, то есть, компания (франчайзер) позволяет независимому владельцу бизнеса (получателю франшизы) вести бизнес под своим установленным брендом в обмен на комиссионные и роялти.
В качестве примера, можно привести такие популярные сети ресторанов быстрого питания, как McDonald’s, KFC и Pizza Hut.

Продуктовые франшизы

На основании договора коммерческой концессии производитель позволяет розничному продавцу распространять или продавать свою продукцию, используя свой логотип, товарные знаки и торговое наименование. Как правило, это происходит по схеме «поставщик-дилер», а розничным продавцам не предоставляется операционная система для ведения бизнеса. Однако, чтобы получить права на эти продукты, розничным продавцам, возможно, придется платить сборы или покупать минимальное количество продуктов в месяц.

Производственные франшизы

Третий вид франшизы — производственная франшиза. Франчайзер предоставляет производителю разрешение на производство и продажу своей продукции с использованием его торговой марки. Часто используется в отношение брендов одежды, продуктов питания и напитков. Например, Coca-Cola продает концентрат сиропа компаниям по розливу, которые смешивает его с водой и разливает продукт в бутылки.

Договор франчайзинга (Коммерческая концессия)

Договор коммерческой концессии — это договор между франчайзером и франчайзи, в котором подробно указаны условия работы, нематериальные активы, права на которые передаются франчайзи, размеры выплат, бизнес-процессы, поддержка, условия досрочного расторжения и т.д.

В договоре коммерческой концессии частом можно встретить следующие пункты:

  • Местоположение или территория, на которой франчайзи будет работать.
  • Порядок управления филиалом.
  • Обучение и постоянная поддержка со стороны франчайзера.
  • Срок действия договора.
  • Требуются сборы за франшизу или инвестиции.
  • Структура роялти.
  • Информация о товарных знаках, патентах и вывесках, в том числе о том, как франчайзи может использовать эти элементы.
  • Рекламные и маркетинговые обязательства франчайзера, включая связанные с ними сборы.
  • Право на продление, прекращение и политика отмены.
  • Стратегии выхода, включая политику в отношении того, может ли франчайзи перепродать свою франшизу по своему усмотрению, а также положения об обратном выкупе или праве преимущественного отказа.

Перед подписанием договора, рекомендуется обратится к патентному поверенному для анализа всех возможных рисков.

Преимущества франчайзинга

Франчайзинг зарекомендовал себя как успешная бизнес-модель для множества брендов и обладает рядом преимуществ для франчайзи и франчайзеров. Давайте рассмотрим их подробнее.

  1. Сопровождение бизнеса. Создание и развитие собственного бизнеса сложная задача, поэтому многие франчайзи пользуются помощью франчайзеров. Ситуации бывают разные, зависит от конкретного договора и условий, но, чаще всего, для франчайзи это выглядит как готовый бизнес.
  2. Узнаваемость бренда. Вы получается права на использование уже раскрученного бренда, что существенно снижает маркетинговые затраты, связанные с повышением узнаваемости — это огромное преимущество.
  3. Успешная бизнес-модель. Проверенная временем бизнес-модель, мощный толчок для старта. Конечно, существует риск провала и всё может пойти не по плану, по этому необходимо тщательно анализировать предложение о покупке франшизы перед подписанием договора.
  4. Прибыль. Еще одна причина, по которой франшизы обычно более успешны, чем отдельные предприятия, заключается в том, что их узнаваемый бренд приносит более высокую прибыль. Это справедливо даже для крупных или известных франшиз, которые требуют более высоких начальных вложений.
  5. Низкий риск. Нет сомнений в том, что начинать любой бизнес рискованно, однако франчайзи несут меньший риск . В основном это связано с двумя причинами. Во-первых, большинство франшиз принадлежит авторитетным компаниям, которые протестировали и доказали бизнес-модель франшизы на различных рынках и в разных регионах. Во-вторых, владелец бизнеса заинтересован в росте франшизных филиалов, так как это прямым образом влияет на его доход — вы можете рассчитывать на помощь опытного наставника и его команды.
  6. Встроенная клиентская база. Популярный бренд уже завоевал сердца потребителей, вызывает нужные ассоциации. Это большое преимущество на старте.
  7. Сам себе начальник. Многие предприниматели начинают свой бизнес лишь потому, что мечтают стать независимыми.

Автор

Бондарева Ольга

Патентный поверенный №2104
Патентная деятельность с 2010 года. Основные направления - регистрация товарных знаков, патентование в области инженерии, приборостроения, медицины, фармацевтики, регистрация программ ЭВМ.

Заказать бесплатную консультацию

Специалист подробно ответит на ваши вопросы, рассчитает стоимость и направит коммерческое предложение.


☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную консультацию

Остались вопросы?

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную проверку
по реестру товарных знаков

Пожалуйста, укажите наименование для проверки и контактные данные для получения результатов.

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.