Авторские права на музыкальные произведения
Если вы увлекаетесь музыкой, то рано или поздно возникнет вопрос о защите вашего авторства. Это можно сделать несколькими способами: от сохранения черновых вариантов ваших проектов, фиксации творчества на материальных носителях, до регистрации музыкального произведения в авторском обществе. Последний вариант является наиболее надежным, так как он позволяет получить не только официальное свидетельство, но и контролировать использование вашей музыки, получать за это лицензионные отчисления.
Авторские права на музыку: самое главное
Музыкальные произведения – это объекты творчества, а значит, они охраняются авторским правом (глава 70, IV часть Гражданского кодекса РФ). Правовая охрана подразумевает запрет для других лиц использовать (копировать, распространять) продукты вашей творческой деятельности без вашего согласия.
Каждый автор (музыкант, автор текста песен, аранжировщик) имеет право на получение вознаграждения за использование его творчества.
Авторские права распространяются на музыкальные произведения с текстом и без текста, на всё произведение в целом и на его отдельные фрагменты.
Чтобы получить такую юридическую защиту, ваше музыкальное произведение должно удовлетворять только 2 требованиям:
- Быть результатом творческой деятельности. Например, если музыка сгенерирована с помощью нейросети, то это требование не соблюдается. Автором музыки по закону признается только человек. В принципе любая мелодия априори является творческой, так как нигде в законах нет точного определения, что такое «творчество» и какая работа признается творческой, а какая – нет. Но если у суда возникнут сомнения в творческом характере музыки, то он может назначить специальную музыковедческую, фоноскопическую экспертизу. Проведение дорогостоящей экспертизы оплачивает проигравшая сторона судебного спора.
- Выражаться в объективной форме. Это значит, что музыка должна быть представлена так, чтобы она была доступна для восприятия: в виде нотной записи, записи на цифровом носителе, видеозаписи вокальной партии, записи на грампластинке, магнитной ленте и другими способами. Сама мысленная работа композитора или музыканта не подлежит правовой охране.
Авторское право признается и в том случае, если произведение не было записано в виде нот, а просто исполнялось (при этом должны быть свидетели). Например, русский композитор А. П. Бородин скончался, не успев записать увертюру к опере «Князь Игорь» на нотную бумагу. Однако он играл ее на рояле в кругу друзей. После его смерти А. К. Глазунов восстановил по памяти эту увертюру, а ее автором по-прежнему считается А. П. Бородин.
При этом не требуется государственная регистрация авторства (п.4 статьи 1259 ГК РФ), достаточно лишь указать свое имя на экземпляре произведения.
Однако именно для музыки доказывание авторства – это самая сложная проблема при возникновении судебных споров о плагиате. Ведь любой другой человек может выдавать ваше произведение за свое и настаивать на том, что это вы нарушаете его права.
Отказ суда при недоказанности авторства: пример судебного спора
Один из таких случаев, когда суд отклонил жалобу о нарушении авторских прав, – это дело № 2-289/18, рассмотренное Мосгорсудом. Гитарист обратился с иском в суд и потребовал взыскать компенсацию с ООО «Музыкальный лейбл «Блэк Стар», которое, по его мнению, незаконно использовало его музыку в песне «Папина дочка» (исполнитель – Егор Крид).
В ходе судебного заседания выяснилось, что между гитаристом и ООО был заключен договор авторского заказа, по которому музыкант должен был создать 6-10 гитарных партий под названием «Remembering Kate», передать исключительные права на музыку заказчику, а тот обязался выплатить ему соответствующее вознаграждение.
Однако суд отклонил иск, так как музыкант не смог подтвердить факт создания музыкального произведения: он не предоставил ни ноты, ни акт приемки-передачи готового произведения по договору, ни договор с авторским обществом. В качестве доказательства истец привел лишь скриншоты с интернет-сайтов, где была выложена аудиозапись. Но такие распечатки не могут быть подтверждением авторства, так как произведение должно существовать в звуковой форме, а не в графической; на скриншотах также нет возможности установить наличие именно оспариваемого музыкального произведения.
А вот авторство композитора и автора стихов песни «Папина дочка» подтверждены регистрацией в РАО (российском авторском обществе).
Как можно подтвердить авторство
В спорных ситуациях первостепенным всегда является первенство по времени при определении авторства музыкального произведения.
Для этого автор музыки, слов, исполнитель, могут задокументировать свои права несколькими способами:
- Нотариальное удостоверение о создании произведения. Например, заверить у нотариуса нотную запись. Один ее экземпляр хранится у нотариуса и может быть использован для сверки в суде, второй остается у автора. Нотариальное подтверждение не очень распространено, так как оно имеет несколько недостатков: в России не так много нотариусов, которые занимаются заверением авторских произведений; эта процедура достаточно дорогая; каждый год нужно уплачивать пошлину за хранение экземпляра вашего произведения у нотариуса.
- Отправка конверта с мультитреками, проектами по почте на свой же адрес (например, запись материалов на компакт-диск). Почтовое отправление будет содержать дату отправки, заверенную штампом почтовой службы. Эта дата подтверждает, что ваши авторские права возникли на определенный момент времени. Основной недостаток такого способа – одноразовость. Вскрывать конверт нужно только во время судебного разбирательства в присутствии судьи. После распечатки конверта такое доказательство теряет свою юридическую силу.
- Подтверждение уникальности музыкального произведения с помощью депонирования в авторском обществе.
- Использование дополнительных средств защиты, например, сохранить промежуточные варианты своего произведения, опубликовать нотную запись или текст в издательстве (более ранняя дата служит подтверждением возникновения авторства), поддержка свидетелей исполнения. Эти доказательства собрать сложнее, но они тоже принимаются судом. Также могут возникнуть проблемы с вызовом свидетелей или в случае утраты черновиков.
Что такое депонирование?
Регистрация своего права в форме депонирования как доказательство, имеющее юридическое значение, используется практически во всех странах. Депонирование не присваивает авторство определенному человеку, оно только фиксирует наличие авторских прав. Свидетельство о депонировании принимается судами по всему миру, в том числе полученное в российских организациях (с нотариально заверенным переводом на местный язык).
Депонирование осуществляется в авторских обществах (РАО). Это организации по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе (статья 1242 ГК РФ).
Одно из старейших авторских обществ в России – это РАО «Копирус». Зарегистрировать свое авторство можно в срок от 1 дня.
Для этого нужно оформить заявление установленного образца, оплатить один раз взнос (от 5 000 рублей), направить пакет документов вместе с экземпляром произведения в РАО. Все это можно сделать удаленно, без посещения самого авторского общества.
Информация о вашем произведении будет записана в реестре, а вам выдадут свидетельство. Экземпляр произведения будет храниться в депозитарии, а при возникновении судебного спора он может быть извлечен из хранилища и использоваться в суде для подтверждения оригинальности.
Цифровое депонирование
Кроме традиционного депонирования, авторы музыки и песен могут воспользоваться цифровой регистрацией авторства по технологии блокчейн. Суть депонирования практически такая же: вы загружаете свое произведение на сайте сервиса n’RIS («Национальный реестр интеллектуальной собственности», правопреемник Российского авторского общества), но оно хранится в электронной форме в системе блокчейн, в виде распределенных блоков. Благодаря децентрализованной системе хранения исключается возможность взлома и незаконного копирования, изменения цифровых данных.
В распределенных блоках содержится информация об их последовательности, самом файле, авторе и всех операциях, которые проводятся внутри этой системы, например, прослушивание, покупка прав на музыкальное произведение.
Автору также выдается свидетельство о депонировании, которое можно использовать в качестве подтверждения авторства в суде.
Регистрация товарного знака для музыкантов, исполнителей
Товарные знаки служат не только для идентификации товара или компании. Они могут быть зарегистрированы и для отдельных исполнителей, музыкальных групп в креативной сфере.
Для чего регистрировать свой товарный знак музыкантам и исполнителям?
Со временем вы можете заняться выпуском своего мерча, а его продажа будет приносить дополнительную прибыль. Регистрация знака также позволит защитить вас от копирования вашего имени, например, вы сможете запретить его использование в качестве доменного имени в сети Интернет, или для маркировки товаров без вашего разрешения и заключения лицензионного договора.
Эти преимущества стали причиной того, что в настоящее время появился целый ряд товарных знаков театров, музеев, студий, кинокомпаний, отдельных авторов, певцов, исполнителей и даже для названий музыкальных произведений, мероприятий, концертов.
Примеры таких товарных знаков:
Маленькая страна, свидетельство № 224749 | Название песни в исполнении Наташи Королевой. Права на товарный знак принадлежат ООО «Библиотека Ильи Резника». Знак зарегистрирован для канцелярских товаров, школьных рюкзаков, одежды, обуви, игрушек и ряда услуг (образовательные, развлекательные и другие) |
Рождество с Григорием Лепсом, свидетельство № 656999 | Название рождественского концерта, который ежегодно организует певец Григорий Лепс (творческий псевдоним). Права принадлежат Лепсверидзе Григорию Викторовичу. Знак зарегистрирован для цифровых носителей, канцелярских товаров, одежды, обуви, розничной и оптовой торговли, организации культурных мероприятий |
FUZZTHRONE, свидетельство № 881982 | Название московской музыкальной группы. Принадлежит индивидуальному предпринимателю, одному из основателей группы. Знак зарегистрирован для развлекательных и образовательных услуг. |
Зарегистрировать товарный знак можно как на имя физического лица, так и для организации (например, если вы создали свое ООО).
Как зарегистрировать свой товарный знак
Для регистрации товарного знака необходимо:
- Определить, для каких товаров и услуг будет использоваться ваш бренд. Их выбор производится по международному классификатору МКТУ.
- Проверить название или логотип на уникальность по реестрам Роспатента. По правилам патентного ведомства не допускается даже частичное сходство с ранее зарегистрированными знаками.
- Оформить заявку на регистрацию в Роспатент, указать в ней сведения о правообладателе, описание знака, неохраняемые элементы, классы товаров и услуг, приоритет знака.
- Рассчитать и оплатить государственные пошлины за проведение экспертизы. Минимально это 21 700 рублей. Если в заявке указано более 1 класса МКТУ, то затраты увеличатся.
- Направить заявку в Роспатент. Это можно сделать удаленно, через Госуслуги или электронную систему на сайте Роспатента. Потребуется усиленная квалифицированная подпись.
- Дождаться решения экспертизы, при необходимости ответить на дополнительные запросы экспертов. Проверка длится в среднем 6-8 месяцев, есть процедура ускоренной регистрации за 2 месяца (за дополнительную плату).
При положительном решении экспертизы заявителю выдается свидетельство государственного образца. Оно действует на территории всей России в течение 10 лет, а потом его можно продлить еще на такой же срок неограниченное количество раз.
Сколько можно взыскать за нарушение авторских прав на музыку
Существует ошибочное мнение, что авторские права в России практически никак не защищаются, а потому регистрировать их нет смысла. На самом деле все зависит от самого автора: если он примет необходимые меры, то суды будут на его стороне. Так, только в 2022 году в арбитражных судах было рассмотрено 8 400 дел по защите авторских прав, и решения приняты по 8 000 из них.
По статье 1301 ГК РФ автор (правообладатель) может потребовать выплаты денежной компенсации от нарушителя, выбрав на свое усмотрение один из 3 способов расчета:
- фиксированная сумма от 10 000 до 5 000 000 рублей;
- по двойной стоимости контрафактных товаров (дисков или мерча, билетов на концерт);
- по двойной стоимости лицензионного договора, который нарушитель должен был заключить с автором (сумма берется по договорам, которые вы заключили с другими лицами).
Один из таких недавних судебных споров, завершившийся в сентябре 2023 года, – это иски вдовы Булата Окуджавы к видеохостингу RuTube, на котором были размещены 2 выпуска телепередачи «Три аккорда». Участники телепередачи по 1 разу исполнили песню Окуджавы «Молитва». Но права на творчество певца принадлежит теперь его вдове, исполнение песни было сделано без ее разрешения. Она потребовала взыскать компенсацию за каждый факт нарушения исключительных прав, в общей сумме более 3 млн. рублей. Суд снизил размер иска по 200 000 рублей за каждое нарушение (дело №3-1163/2023, Мосгорсуд).
Авторские права на аранжировки, минусовки, каверы, перепевки
Авторы музыки обычно благожелательно относятся к аранжировкам, переложениям, транскрипциям (адаптациям для определенного состава исполнителей).
Но по закону любая переработка авторских произведений, кроме случаев свободного использования, которые перечислены ниже, без разрешения автора запрещена. Право на неприкосновенность произведения закреплена в статье 1266 Гражданского кодекса РФ и в международной Бернской конвенции.
Чаще всего в суде по таким спорам встречаются музыканты и компании (студии), которые купили права на произведение, либо авторские общества, защищающие права авторов (их наследников). Если не заключить с ними договор, то придется выплатить компенсацию за нарушение исключительных прав.
При этом неважно, откуда у вас оригинал: купили вы в магазине изданные ноты, скачали в Интернете, «сняли» на слух, услышали на концерте или композитор подарил вам нотную запись. Неважно также, какова степень изменения оригинала (сохранение мелодии, гармонической структуры). Если ваша переработка напоминает оригинал, то это нарушение закона.
Ваша транскрипция или аранжировка может иметь индивидуальные творческие черты и сильно отличаться от оригинала. Тогда можно говорить о новом произведении, права на которое принадлежат вам.
Смежные права на фонограммы
Когда речь заходит о фонограммах (звукозаписях исполнения), то возникает еще другой вид прав – это смежные права (или права, смежные с авторскими).
Для изготовления фонограммы нужны не только существенные финансовые затраты, но и организационные мероприятия. Поэтому закон защищает права изготовителей фонограмм, студий звукозаписи. Фонограмма песен в этом случае расценивается как самостоятельный объект творчества. А ее изготовитель при этом получает исключительные права на использование фонограммы любыми способами. Соответственно, другим запрещается распространять фонограмму без согласия студии.
Однако при записи фонограммы изготовитель должен правомерно использовать музыку композитора, текст поэта и авторское исполнение музыканта, певца. Между всеми этими участниками должны быть заключены договоры. А в рамках продюсерского договора должно быть указано, как передаются права на запись, распространение фонограммы, заключение сделок от имени артиста и другие условия.
Объем передаваемых прав может быть разным, например, если в договоре указана такая формулировка: «автор отчуждает в пользу продюсера исключительное право в полном объеме на все произведения и исполнения…», то это полная и бесповоротная потеря прав на музыку для музыканта.
Исполнитель чужих авторских произведений тоже получает смежные права, так как его манера исполнения тоже обладает оригинальностью и творческим характером.
Оформление договоров
В творческой индустрии (не только при создании музыки, но и любых других видов произведений) существует целая система договоров, так как авторы творчества тоже обладают имущественными правами. Только в качестве «имущества» выступают права не на вещь, а на интеллектуальную собственность.
Договорные отношения могут регулировать:
- Создание авторского произведения по заказу. Если исполнителем является физическое лицо, то оформляется договор авторского заказа. По такому договору права на использование произведения в дальнейшем могут передаваться в полном объеме или частично, с элементами лицензии.
- Создание сложного аудиовизуального произведения, например, мультфильма или видеоролика. В этом случае нужно заключать отдельные договоры со сценаристом, художником-постановщиком, композиторами, исполнителями.
- Отношения со студиями звукозаписи. Для этого оформляется договор оказания услуг или договор подряда. Он должен определять права на созданную фонограмму.
- Отношения внутри творческой группы. Если вы сами создаете музыкальное произведение, то потребуется соглашение о соавторстве, в котором будут условия о распределении прав и доходов от исполнения.
- Разрешение на использование музыки на определенных условиях. Это оформляется в виде лицензионного договора. Права по-прежнему остаются у автора, а другое лицо может использовать музыкальный контент в течение определенного срока и на определенных финансовых условиях (выплачивать вознаграждение).
- Полную передачу прав на произведение. Для этого заключают договор отчуждения, который аналогичен купле-продаже. Распоряжаться музыкальным произведением теперь будет новый правообладатель, но автором все равно остается тот, кто создал это произведение. Договоры отчуждения могут заключаться также с артистами на авторское исполнение, например, при съемке видеоклипа или фильма.
- Выплату вознаграждения исполнителям: договоры о выплате вознаграждения за публичное исполнение и сообщение в эфир фонограммы; другие виды договоров.
Договоры – это не просто юридическая формальность. Они помогают избежать недопонимания между заказчиками и исполнителями, участниками музыкальной группы, правильно оформить передачу исключительных прав на произведение, не ущемляющее права исполнителей и музыкантов.
Фоновая музыка: что нужно знать предпринимателям и авторам
Нарушением авторских прав на музыку и песни также является их публичное исполнение или воспроизведение аудиозаписи, например, в качестве фоновой музыки в ресторане, кафе, магазине, салоне красоты, фитнес-центре и в любом другом месте, свободном для посещения.
В арбитражных судах по всей России ежегодно рассматриваются сотни таких судебных дел. Компенсация взыскивается за каждый проигранный трек – от 10 000 до 50 000 рублей, а за день может «набежать» приличная сумма в несколько сотен тысяч рублей.
Обычно интересы авторов или студий представляют авторские общества на основании договора, встречаются также наследники авторов, которые специально отслеживают любое исполнение или издание.
Для фиксации такого нарушения представителю автора достаточно прийти в кафе, сделать заказ (в чеке будет указан владелец бизнеса и место нарушения) и сделать видеозапись. Публичное воспроизведение музыкальных произведений на территории таких организаций должно осуществляться на основании договора с самим автором, со студией, с РАО или ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности).
В таком договоре определяется размер ежемесячного вознаграждения, например, 0,5% от выручки за каждую фонограмму. Часто размер вознаграждения рассчитывается от количества посадочных мест в ресторане.
Существуют также специальные сервисы в Интернете, которые предоставляют доступ к каталогу с фоновой музыкой на основании абонентской платы, а отчеты в РАО и ВОИС отправляются автоматически, по данным, полученным от плеера через Интернет.
Когда права на музыку не нарушаются
Чужие музыкальные произведения можно использовать без нарушения авторских прав и без выплаты вознаграждения автору (изготовителю фонограмм) только в нескольких случаях:
- Если истек срок действия прав. Для авторских прав этот срок длится в течение всей жизни автора + 70 лет после его смерти (если права перешли к его законным наследникам), для смежных прав – 50 лет с момента записи или обнародования фонограммы. Например, авторские права на музыку Иоганна Себастьяна Баха уже давно истекли, и можно исполнять его произведения свободно. А вот произведения современных музыкантов еще охраняются законом.
- При цитировании, анализе, использовании музыкального произведения в качестве иллюстрации в учебных целях. При этом необходимо указывать авторов, исполнителей, изготовителя фонограммы и источник, откуда взято произведение. Если вы используете все произведение целиком, то это не будет считаться цитированием, можно взять только отрывок.
- Если вы создали свое музыкальное произведение в жанре пародии (п.4 статья 1274 ГК РФ).
- Если музыка распространяется по свободной лицензии Creative Commons, то есть автор сам дал согласие на ее безвозмездное использование. Нужно учитывать, что существует несколько разновидностей этой лицензии, и некоторые из них могут разрешать размещение музыки в личном блоге и запрещать ее коммерческое использование.
👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!