Авторское право на модификацию программного обеспечения
Многие современные программы для ЭВМ создаются на основе готовых библиотек, которые часто относятся к «открытому коду», а разработчики дописывают интерфейс и расширяют функционал. Использование готовых «блоков» программного кода имеет больше достоинств, чем недостатков. Но при этом нужно учитывать соблюдение авторских прав на такие компоненты. С одной стороны, модификация программного обеспечения, как производное авторское произведение, охраняется в качестве самостоятельного объекта авторского права. С другой стороны, переработка без согласия автора первоначального произведения считается незаконной.
Правовая охрана программного обеспечения
Программы для ЭВМ (а вернее, программный код) в российском и международном законодательстве приравнены к литературным произведениям, а потому охраняются авторским правом.
К авторским правам по статье 1255 Гражданского кодекса РФ относятся:
- Исключительное право на произведение – распространение экземпляров ПО, использование в коммерческих целях. Это право можно передать другим лицам по договору.
- Право авторства – право признаваться автором разработанного программного обеспечения, публично заявлять о себе как об авторе, требовать от других лиц такого признания. Право на авторство позволяет защищать исключительное право.
- Право автора на имя, вытекающее из предыдущего права, – это право на опубликование своего имени или псевдонима на экземпляре произведения. Право авторства и право на имя никогда не передаются по договору, то есть они не отчуждаемы по закону.
- Право на неприкосновенность произведения – никто не вправе вносить какие-либо изменения, корректировки в программное обеспечение. Для этого нужно получить согласие от автора оригинального кода.
- Право на обнародование (публикацию) произведения.
При нарушении этих прав владелец программного обеспечения может обратиться в суд и взыскать компенсацию по статье 1301 Гражданского кодекса РФ, размер которой составляет от 10 тысяч до 5 млн. рублей.
Особенности правовой охраны программ для ЭВМ
Откуда возникла правовая неопределенность в отношении модификации программного обеспечения (ПО)?
Если взять классическое литературное произведение, то плагиат традиционно определяется по проценту совпадения с оригинальным текстом. А переработка, то есть создание производного произведения, это, например, экранизация романа, инсценировка, перевод на другой язык и тому подобное. В этом случае создается новое произведение на основе существующего. Автор производного произведения тоже получает авторские права на собственный творческий результат.
Очень часто аналогичный подход суды применяют и в отношении программного обеспечения: если совпадает бо́льшая часть кода, то это считается плагиатом.
Но программное обеспечение на самом деле сильно отличается от литературных произведений. Если в экранизацию или в изданный роман уже невозможно внести изменения, то компьютерные программы находятся в процессе постоянной эволюции: разработчики все время устраняют недостатки, усовершенствуют свой продукт. Это обусловлено утилитарным, а не эстетическим назначением ПО.
Авторское право не защищает функционал программы и не распространяется на «чистые идеи». Если две программы работают похожим образом, то это еще не значит, что в их основе лежит одинаковый код и права разработчика нарушаются. Чтобы доказать, что программное обеспечение является переработкой исходного продукта, должно быть установлено реальное использование кода.
Юридически это можно сделать с помощью депонирования программного обеспечения в государственном реестре Роспатента. Вы оформляете заявление, прикладываете к нему листинг ПО или значимые куски кода, оплачиваете госпошлину (от 3 000 рублей) и отправляете документы в Роспатент.
В течение 2 недель патентное ведомство выдает вам государственное свидетельство о депонировании. При возникновении спора о заимствовании программного кода суд может запросить оригинал листинга из Роспатента и сверить его со спорной программой.
Что такое модификация программного обеспечения
В классическом понимании переработка авторского произведения, появление производного произведения – это создание качественно нового результата интеллектуальной деятельности. Например, съемка кинофильма по книге. А нарушением прав на неприкосновенность произведения будет внесение изменений, не связанных с появлением нового произведения. К примеру, вставка дополнительного четверостишия в стихотворение, или удаление главы из романа.
Если перенести это правило на программное обеспечение, то получается парадоксальная ситуация: достаточно внести любые незначительные правки, немного доработать функционал, а затем зарегистрировать этот продукт в реестре Роспатента под новым названием. А недобросовестные разработчики могут начать преследовать лиц, которые создали (или используют) оригинальный продукт.
Такое же впечатление создается при обращении к статье 1270 Гражданского кодекса (пункт 2, подпункт 9):
Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.
Но право на свободную модификацию программного обеспечения ограничивается статьей 1260 Гражданского кодекса. В пункте 3 этой статьи указано, что переработка не должна нарушать права автора оригинального произведения:
… автор производного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного произведения.
Другими словами, чтобы переработка (модификация) стала законной, нужно получить согласие от правообладателя оригинального кода. И если появится самостоятельная программа, то у ее автора тоже возникает исключительное право, которое уже не зависит от прав на первоначальную разработку. Согласие на использование чужого ПО должно быть оформлено в виде договора. Отсутствие согласия – это нарушение прав разработчика оригинальной программы.
Право на модификацию программы можно получить в рамках лицензионного договора или договора отчуждения (полной передачи прав, аналогично купле-продаже). При этом нужно учитывать, что те программы, которые зарегистрированы в Роспатенте, требуют и регистрации договора отчуждения (лицензию регистрировать не нужно).
Для понимания этого вопроса нужно также опираться на судебную практику, которая в большинстве случаев свидетельствует о специфическом подходе к разрешению таких споров. При доказательстве факта нарушения прав в первую очередь суд будет определять, создано ли одно произведение на основе другого, или нет.
Адаптация программного обеспечения: отличие от модификации
Для адаптации программ в российских законах сделано исключение: внесение изменений, которые нужны только в целях функционирования ПО или базы данных на конкретных технических средствах, не признается модификацией или переработкой оригинальной программы. Пользователь, который правомерно приобрел экземпляр ПО, имеет право на его адаптацию.
Чаще всего эта задача связана с обеспечением совместимости программного обеспечения с оборудованием или с другой программой, под управлением которой оно должно работать, либо с исправлением явных технических ошибок. Нельзя также «натянуть» взлом лицензионных ключей на адаптацию, так как в данном случае воспроизведение программы будет уже незаконным.
Получение лицензии или иного разрешения от правообладателя программы для адаптации не требуется, а исключительные права на нарушаются. Но на практике часто бывает сложно разграничить модификацию, незаконное использование и адаптацию, что может привести к судебным разбирательствам.
Так, например, в 2017-2019 гг. длилась долгая тяжба ООО Инженерно-техническим центром «Технотрейд» и садоводческим товариществом «Поселок Чистые луга» о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на программу в размере 450 тысяч рублей. Между ними был заключен договор на разработку и ввод в эксплуатацию системы водоподготовки, в составе которой использовался контроллер со встроенными программами.
Один из членов садоводческого товарищества обратился в «Технотрейд» с просьбой внести изменения в программное обеспечение, а саму программу он приложил к письму. Разработчик посчитал изъятие программы из контроллера незаконным, так как он не давал своего согласия, и подал иск в суд.
Первая инстанция удовлетворила требования разработчика и взыскала компенсацию. Ответчик подал апелляцию, но и апелляционный суд поддержал «Технотрейд». Дело прошло через несколько инстанций и только в Суде по интеллектуальным правам отменили ранее принятые решения: так как экземпляр ПО был приобретен правомерно, то садоводческое товарищество имеет право на адаптацию без заключения лицензионного договора. Разработчик не согласился с таким решением и подал кассацию в Верховный Суд РФ, однако тот оставил решение СИП в силе (дела №№А45-13248/2017, 07АП-8724/2017, С01-1116/2017, 304-ЭС19-2485).
Как правило, в таких случаях суды прислушиваются к воле правообладателя программного обеспечения. Если он говорит, что это уже не адаптация, а переработка софта, то суд соглашается, а оспорить такое решение будет довольно трудно.
Кому принадлежат права на модификацию программного обеспечения
Говоря о правах на модификацию программного продукта, нужно различать 2 основных случая:
- Если модификация – это разработка той же IT-компании. В этом случае права на сам программный продукт и его модификацию принадлежат работодателю, так как они созданы в рамках служебной разработки. При этом юридически правильно должны быть оформлены внутренние документы: должностные инструкции и трудовые договоры; приказ, техническое задание на модификацию, в которых подробно описано содержание и порядок работ, кто является исполнителем; акт приемки-передачи исключительных прав от программистов – работодателю.
- Если модификация оригинальной программы сделана сторонним разработчиком, то здесь нужно отталкиваться от судебной практики в части толкования переработки ПО.
Оформить все виды договоров, трудовые договоры с сотрудниками, должностные инструкции, провести аудит существующей документации можно у IT-юристов патентного бюро Ezybrand. Подробнее об этом здесь.
На основе дел в российской судебной практике можно выделить несколько правовых позиций:
- Правообладатель ПО подает в суд на другое лицо, которое, по его мнению, незаконно использует его разработку, и это не полная копия оригинального продукта. Например, у нее другой пользовательский интерфейс, либо она реализуется под другим коммерческим названием. Обычно такие споры возникают, когда из IT-компании уходят сотрудники и «уносят» с собой служебные разработки. Суд назначит техническую экспертизу. Но в этом случае эксперты и судьи чаще всего не вдаются в природу модификации, а просто сравнивают степень совпадения программного кода. Если процент совпадения высокий, то это признается нарушением. Точного критерия в законах нет, но при совпадении на 80% суды уже признают нарушение.
- Взлом ключа защиты программы. Такие действия суды тоже квалифицируют как модификацию, но здесь не идет речь о создании производного программного обеспечения. Это контрафакт, за который предусмотрено несколько мер наказания – от административных штрафов до уголовной ответственности.
- Между заказчиком и ИТ-компанией оформляется договор на разработку программного обеспечения. После выполнения договора и передачи исключительных прав на ПО разработчик использует алгоритм, архитектуру программы, функционал, либо куски кода для создания новых программных продуктов. А заказчик обращается в суд, так как считает, что нарушены его исключительные права, которые он получил по договору.
Последний случай самый неоднозначный, а решение судебного спора в пользу той или иной стороны зависит от аргументации в ходе разбирательства. Если разработчик сможет доказать, что добавил новые функции или улучшил существующие, в результате чего была создана новая программа (производное произведение), которая работает автономно от договорного ПО, то это будет признано законной переработкой. И получать разрешение от своего бывшего заказчика на модификацию не нужно.
Правильно оформить договор на разработку программного обеспечения вам помогут юристы патентного бюро Ezybrand.
Юридические аспекты модификации программ: выводы
В целом нужно учитывать следующее:
- При рассмотрении судебных дел о нарушении прав на программное обеспечение ключевая роль принадлежит технической экспертизе, а суды чаще всего соглашаются с ее мнением.
- Экспертиза в первую очередь занимается юридической квалификацией, поэтому важно иметь правоподтверждающие документы, например, свидетельство о депонировании в госреестре Роспатента, либо внутреннюю документацию.
- Если буквального заимствования кода не было, то нарушения прав тоже нет. Аргументом в пользу того, что право нарушено, является большой процент совпадения кода.
- В пользу признания создания нового программного продукта, а не копирования, служат следующие факторы: появление нового функционала, добавление новых элементов, автономная работа модуля.
- Автору производной программы принадлежат исключительные права на произведенную переработку исходной программы.
- Если разработчик «вдохновился» чужим программным продуктом и создал свой, с таким же функционалом, но без дословного копирования кода, то это не является нарушением авторских прав.
- Чтобы создание производной (модифицированной) программы было законным, нужно заключить лицензионный договор или договор отчуждения. Переработка должна осуществляться в период действия лицензионного договора. Права на переработанное ПО после истечения действия лицензии не переходят к правообладателю исходной программы.
Роль лицензионного договора при модификации программ
Чаще всего права на модификацию программного обеспечения регулируются лицензионными соглашениями. Получив разрешение от правообладателя на модификацию программы, автор модификации вправе распоряжаться программой как новым произведением. Но он должен указать авторов использованной программы.
Условия договора могут быть разными:
- Если правообладатель исходной программы не хочет потерять права и контроль на модифицированную программу (например, чтобы на рынке не появился конкурент, реализующий аналогичную программу), то можно закрепить это в договоре.
- Можно запретить коммерческое использование модифицированной программы.
- Ограничить способы изменения программного обеспечения.
- Обязать пользователя использовать только специальные инструменты для модификации и другие условия.
Оформить лицензионный договор на программное обеспечение можно в патентном бюро Ezybrand. Получите бесплатную консультацию.
Регистрация программного обеспечения в Минкомсвязи
Особенности авторских прав в IT-сфере нужно учитывать и при регистрации программного обеспечения в реестре отечественного ПО в Минкомсвязи. Такая регистрация осуществляется с целью получения налоговых льгот, аккредитации IT-компании и получения доступа к госзакупкам программного обеспечения.
Как показывает практика, более 70% разработчиков используют программное обеспечение, распространяемое по свободной лицензии GPL, MPL и другим. Но даже свободные лицензии налагают на лицензиата разные обязательства. Например, каждая копия ПО должна содержать уведомление об авторских правах, об исключении гарантий и ответственности, ссылку на текст лицензии. Их обычно вставляют в код через комментарии, либо помещают на отдельной странице в приложении.
Такие лицензии часто разрешают модифицировать исходный код и распространять модификацию без каких-либо ограничений.
Ранее в методических рекомендациях Минкомсвязи был установлен запрет на использование открытого исходного кода в составе ПО. Теперь это можно делать, но при этом необходимо соблюдать требования, указанные в лицензии. Всего существует более 60 видов свободных лицензий, поэтому нужно внимательно изучить, какие требования устанавливаются в каждой из них.
Несоблюдение условий лицензий является основанием для отказа в регистрации программного обеспечения в реестре российских программ, так как ПО считается введенным в оборот незаконно.
Оформить весь пакет документов для регистрации программного обеспечения в реестре Минцифры, пройти аккредитацию можно с помощью IT-юристов патентного бюро Ezybrand.
👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!