Товарные знаки

Как использовать товарный знак

Наличие сильного товарного знака (или портфеля брендов) дает его владельцу ряд преимуществ: создает барьер для недобросовестной конкуренции, помогает продвижению продукции (услуг) и созданию маркетинговых коммуникаций, снижает правовые риски. Однако существует ряд особенностей, которые правообладателям нужно учитывать при использовании товарных знаков. Как правильно маркировать товары и в каких сферах еще можно использовать бренд после получения государственного свидетельства – об этом наша сегодняшняя статья.

Что понимается под использованием товарного знака?

Зарегистрированный товарный знак может применяться его владельцем в следующих целях (статья 1484 Гражданского кодекса):

  • Для маркировки товаров и упаковок. Вместе с самим обозначением можно указывать символ ®, который является информационным знаком – он предупреждает о том, что данная торговая марка зарегистрирована в государственном патентном ведомстве. Для незарегистрированных обозначений этот символ использовать нельзя.
  • В официальной документации: в счетах-фактурах, договорах, прайс-листах, на визитках и других документах.
  • В рекламе: на вывесках, в рекламных листовках, брошюрах и других промо-материалах в точках продаж и на сайте; в рекламных роликах, в объявлениях, в рекламных баннерах в Интернете.
  • В качестве доменного имени для официального сайта.

Данный список способов использования товарных знаков является открытым. Правообладатель может это делать и другими способами, не запрещенными действующим законодательством РФ.

Особенности использования

При использовании товарного знака нужно учитывать следующие особенности:

  • Товарные знаки должны применяться в качестве маркировки и в документации именно в том виде, как они зарегистрированы в «Роспатенте». Несоблюдение этого правила может повлечь за собой 2 негативных последствия: измененное обозначение не охраняется законом; вы можете нарушить права другого правообладателя, имеющего похожий товарный знак. Если вам нужны несколько идентичных товарных знаков, то необходимо зарегистрировать линейку брендов.
  • Ваш товарный знак не должен использоваться в сочетании с чужим брендом, так как это может ввести потребителя в заблуждение, что запрещено законом.
  • Нельзя использовать словесный товарный знак, склоняя его по родам и падежам или в качестве глагола, так как в конечном итоге это может привести к тому, что он станет нарицательным существительным, которое применяется для родового названия товаров. Такое явление называется «размыванием товарного знака». В качестве примера можно привести товарные знаки «Ксерокс» и «Термос». Если первоначально исключительные права на эти обозначения принадлежали оригинальным производителям, то впоследствии эти названия стали использоваться многими компаниями.
  • Правила использования товарных знаков должны быть зафиксированы в стандарте предприятия (в руководстве). Его должны соблюдать все подразделения организации, а также лицензиаты и приобретатели франшизы.

Использование товарного знака для других видов продукции

Каждый товарный знак регистрируется для определенных видов товаров/услуг по международному классификатору МКТУ. Использование обозначения для другой продукции, не указанной в свидетельстве, недопустимо, так как в этих классах уже могут существовать похожие бренды. В этом случае вы нарушите исключительные права другого правообладателя.

Если вы хотите, чтобы знак можно было применить для других видов товаров, то нужно подавать новую заявку на регистрацию в «Роспатент». Расширение правовой охраны для существующего товарного знака путем простого внесения изменений в свидетельство не допускается по закону.

Новая заявка для регистрации товарного знака в других классах МКТУ проходит полный цикл проверки в патентном ведомстве – от соответствия формальным требованиям до экспертизы по существу. При положительном решении экспертов вы получите новое свидетельство, подтверждающее права на товарный знак в данных классах.

Возможны и другие способы решения этой проблемы:

  • разработка и регистрация нового товарного знака для данной линейки продукции, с учетом особенностей целевой группы потребителей;
  • использование дополнительного товарного знака, совместно с главным брендом компании или вида продукции;
  • регистрация дизайна этикетки или упаковки в качестве промышленного образца, получение патента.

Неиспользование товарного знака

По статье 1486 Гражданского кодекса, если вы фактически не используете свой товарный знак 3 года подряд в коммерческой деятельности, то любое заинтересованное лицо может досрочно аннулировать его. Для этого достаточно подать судебный иск в арбитражный суд. Бремя доказывания того, что знак используется, возлагается на правообладателя обозначения. Владелец товарного знака должен предоставить документальные подтверждения, например, договоры на поставку маркированной продукции.

Досрочное аннулирование правовой охраны товарного знака может проводиться для всех классов товаров, указанных в свидетельстве, или только для части из них, которые вы больше не выпускаете.

Перед подачей судебного иска заинтересованное лицо должно сделать правообладателю письменное предложение – направить в «Роспатент» отказ от права на товарный знак или заключить договор отчуждения (купли-продажи исключительных прав). Если в течение 2 месяцев от правообладателя не последует никаких действий, то предприниматель, заинтересованный в аннулировании правовой охраны, вправе открыть судебный спор. Расходы на судебные издержки возлагаются на проигравшую сторону.

После прекращения правовой охраны не использующегося товарного знака заинтересованное лицо может подать заявку в «Роспатент» и зарегистрировать его на свое имя.

Можно ли зарегистрировать товарный знак, если он не используется?

По российскому законодательству при подаче заявки на регистрацию товарного знака не требуется предоставлять доказательства его фактического использования.

Однако в ряде стран это является обязательным условием для получения правовой охраны. Такая практика, например, применяется в США. Если заявитель не приложил документы, подтверждающие выпуск товара или оказание услуг под данным брендом, то он должен предоставить такие доказательства на шестой год после регистрации.

Доменные имена

Правообладатель товарного знака может использовать словесное обозначение в доменном имени своего сайта, а также он вправе запрещать это другим лицам.

Для использования чужих товарных знаков в контекстной рекламе в российском законодательстве нет строгого запрета. Нарушением считается только тот случай, если чужой бренд присутствует непосредственно на баннере.

Нельзя использовать бренд другого правообладателя на собственном сайте, если при этом предлагаются к продаже аналогичные товары или из однородных классов МКТУ.

Если вы подали заявку на регистрацию товарного знака, а впоследствии обнаружилось, что существует домен с похожим названием, то оспорить права на доменное имя можно не во всех случаях. Если деятельность владельца доменного имени никак не пересекается с деятельностью правообладателя товарного знака, то суд может оставить права на домен у его прежнего владельца.

Поэтому перед регистрацией товарного знака необходимо проведение комплексной проверки обозначения, чтобы избежать возникновения доменных споров.

Узнать подробнее о проверке товарного знака.

Управление товарными знаками

В крупных компаниях, которые являются владельцами портфеля товарных знаков, назначение работника, ответственного за управление брендами, – это насущная необходимость.

Его основными обязанностями являются:

  • Контроль за соблюдением руководства по правильному использованию товарных знаков.
  • Контроль за периодом правовой охраны брендов. Свидетельство на товарный знак действует в течение 10 лет после того, как в «Роспатенте» была зарегистрирована заявка. Его можно продлить, подав заявление установленной формы и оплатив государственную пошлину. Это нужно сделать заранее, в течение последнего года действия свидетельства. В противном случае можно утратить права на бренд.
  • Мониторинг нарушений исключительных прав на товарный знак в сети Интернет и злоупотребления правом на регистрацию (иногда недобросовестным конкурентам удается зарегистрировать похожий товарный знак).
  • Аудит портфеля товарных знаков – выявление тех товарных знаков, которые уже не используются для отказа прав и экономии расходов, анализ незарегистрированных объектов промышленной собственности, которым требуется правовая охрана; разработка рекомендаций по ребрендингу и рестайлингу.

Если вы являетесь владельцем малого и среднего бизнеса, то создание отдельного рабочего места для управления интеллектуальной собственностью может быть нерациональным. Такую работу можно поручить патентным поверенным.

Патентное бюро Ezybrand проводит регистрацию всех видов интеллектуальной собственности в «Роспатенте» и в авторских обществах. Также предоставляются услуги по управлению товарными знаками: мы отследим, когда необходимо будет подать заявку на продление вашего свидетельства, проведем мониторинг нарушения исключительных прав, выявим нарушителей и оформим досудебное претензионное письмо; оспорим незаконную регистрацию похожего товарного знака в Палате по патентным спорам.

Автор

Бондарева Ольга

Патентный поверенный №2104
Патентная деятельность с 2010 года. Основные направления - регистрация товарных знаков, патентование в области инженерии, приборостроения, медицины, фармацевтики, регистрация программ ЭВМ.

Заказать бесплатную консультацию

Специалист подробно ответит на ваши вопросы, рассчитает стоимость и направит коммерческое предложение.


☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную консультацию

Остались вопросы?

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную проверку
по реестру товарных знаков

Пожалуйста, укажите наименование для проверки и контактные данные для получения результатов.

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.