Споры Товарные знаки

Почему одинаковые товарные знаки зарегистрированы на разных правообладателей?

Роль нематериальных активов в современной экономике значительно увеличилась, так как они способны обеспечить конкурентные преимущества. Как в системе производства с ростом спроса растет и предложение, так и в сфере защиты интеллектуальной собственности растет необходимость защиты исключительных прав на товарные знаки, а также прогрессируют способы их нарушения. Нередко возникают ситуации, когда недобросовестный конкурент пытается зарегистрировать на свое имя чужой популярный бренд. Иногда это удается, так как на результат экспертизы влияет и человеческий фактор. В результате в государственном реестре возникает два одинаковых или очень похожих товарных знака.

Недобросовестная конкуренция

В юридической практике существует такое понятие, как злоупотребление правом при регистрации товарного знака. Выделяют несколько недобросовестных стратегий:

  • регистрация обозначения в другом классе МКТУ с целью «паразитирования» на репутации популярного бренда
  • «копирование» чужого товарного знака – внесение в него небольших изменений, которые могут привести к сходству до степени смешения относительно производителя в сознании потребителей
  • регистрация чужого обозначения, широко популярного, но еще не зарегистрированного добросовестным производителем
  • подача заявки на регистрацию обозначения, сходного с зарегистрированным брендом для блокировки регистрации новых товарных знаков добросовестного производителя («висячие» заявки на стадии формальной экспертизы с неуплаченными пошлинами)
  • аккумулирование (накапливание) множества товарных знаков с целью их последующей продажи или предъявления исков о нарушении исключительных прав на них (патентный троллинг).

Законодательные ограничения

Наше патентное бюро предоставляет такую услугу, как проверка товарного знака. Она необходима для выявления тождественных (полностью совпадающих) или сходных обозначений, которые могут препятствовать регистрации товарного знака. Отчет о поиске может включать несколько страниц и десятки сходных обозначений как в разных, так и в однородных классах МКТУ. Очень часто клиенты спрашивают нас, почему этим компаниям удалось зарегистрировать идентичные обозначения и для чего тогда нужна доработка их товарного знака, если заявка все равно «проходит» в «Роспатенте».

Согласно статье 1483 Гражданского кодекса РФ, в качестве товарных знаков не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), имеющими более раннюю дату приоритета (подачи заявки). Это требование относится только к однородным группам товаров/услуг. В разных, неоднородных классах МКТУ одинаковые товарные знаки могут вполне «мирно» сосуществовать, так как не происходит их смешение.

В противном случае это расценивается как недобросовестная конкуренция. При оспаривании прав в суде на нарушителя может быть наложен административный штраф, взыскана компенсация в пользу добросовестного производителя, применено уголовное наказание вплоть до лишения свободы.

Мы не настаиваем на корректировке обозначения, сходного с уже зарегистрированным, но заявитель несет полную ответственность за добросовестное использование средств индивидуализации коммерческой деятельности. Наши рекомендации позволяют свести риски отказа при регистрации товарного знака практически до нуля, а также избежать претензий и судебных исков в будущем.

Почему происходит регистрация одинаковых товарных знаков?

Помимо случаев недобросовестной конкуренции и патентного троллинга, перечисленных выше, существование одинаковых товарных знаков в реестре может быть обусловлено человеческим фактором. Степень сходства до степени смешения определяется по специальной методике, разработанной в «Роспатенте», а сама оценка производится по нескольким десяткам критериев. Не исключено, что эксперт патентного ведомства может ошибиться или иметь свою точку зрения по поводу сходства конкурирующих товарных знаков.

Однако случаи «столкновения» заявок довольно редки, а любые решения «Роспатента» можно оспорить в Палате по патентным спорам, являющимся подразделением данного ведомства, а также в судебном порядке.

Пример спорной регистрации

В качестве примера столкновения интересов двух владельцев товарных знаков можно привести 2 обозначения:

  • «1001 ТУР. Сеть туристических агентств», товарный знак №695639, зарегистрированный на имя ООО «АРТ ТРЕЙД»;
  • «1001 ТУР. Время желаний», товарный знак №300453, зарегистрированный ООО «1001 Тур».

Оба знака по состоянию на 2021 г. являются действующими. Налицо их сходство – не только в словесной части, но и в графическом решении – они выполнены в одинаковой цветовой гамме. Оба знака зарегистрированы в 39 классе Международного классификатора МКТУ («организация путешествий»).

Товарный знак №695639
Товарный знак №300453

Хотя числительное не обладают различительной способностью, в данном случае оно фокусируют на себе внимание потребителей. В результате может возникнуть ложное ощущение того, что услуги оказывает одна и та же компания.

В качестве примера «висячих» заявок можно привести деятельность ликероводочного завода «Стрижамент», который подавал в 2018 г. заявки, полностью копирующие чужие известные обозначения (№ 2018717531, 2018717529, 2018719507, 2018719913) для товаров 33 класса МКТУ. Эти заявки были отозваны только в 2019 г. В течение года они блокировали возможность регистрации обозначений для добросовестных правообладателей.

Наличие фактов недобросовестной конкуренции не должно «служить примером» для других заявителей, так как это нарушает действующее законодательство РФ. Как показывает судебная статистика, более 50% всех споров по интеллектуальным правам связано именно с товарными знаками. Поэтому, чтобы избежать риска оспаривания прав в дальнейшем, необходимо избегать сходства до степени смешения.

Бондарева Ольга

Автор

Бондарева Ольга

Патентная деятельность с 2010 года. Основные направления - регистрация товарных знаков, патентование в области инженерии, приборостроения, медицины, фармацевтики, регистрация программ ЭВМ.

Заказать бесплатную консультацию



Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю согласие на обработку персональных данных

Заказать бесплатную консультацию

Задать вопрос


Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю согласие на обработку персональных данных

Заказать бесплатную консультацию



Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю согласие на обработку персональных данных