Виртуальная реальность за реальные деньги: как регулируются правовые отношения между владельцем компьютерной игры и пользователями
Компьютерные игры уже давно перешли из разряда детского досуга в ранг серьезных увлечений. Игроки вкладывают большие средства в покупку виртуальных игровых предметов, лутбоксов, причем эти средства вполне реальны. При блокировке аккаунта они в большинстве случаев не конвертируются в реальную валюту. Появление товарно-денежных отношений в виртуальном пространстве неизбежно влечет за собой необходимость их регулирования с точки зрения права. Какую ответственность несет при этом владелец игры? Ответы на эти и другие юридические вопросы в области гейминга вы найдете в нашей статье.
Права на виртуальное имущество
Цифровое имущество имеет реальную стоимость. Игроки совершают многомиллионные сделки, покупая и продавая его. Например, в онлайн-игре шведских разработчиков «Entropia Universe» один из игроков купил в 2012 году землю для колонизации виртуальной планеты Калипсо за 2,5 миллиона долларов. А сама эта игра отличается тем, что игровую валюту можно обменять на реальные деньги по фиксированному курсу в банке.
В виртуальном мире совершаются не только сделки, но и преступления, когда другой игрок похищает внутриигровые объекты. Еще в 1997 г. вышла в свет игра «Ultima Online», где участник мог «прокачивать» своего персонажа с помощью похищения инвентаря другого игрока. Владелец игры может также блокировать аккаунт игрока, соответственно последний теряет все свое виртуальное имущество. Иногда происходит потеря данных, в результате уничтожается игровой прогресс, целые миры и учетные записи.
Фактически игрок получает реальный материальный ущерб. Может ли он защитить свои права в суде или все права на игровой инвентарь принадлежат разработчику, а само имущество предоставляется по лицензии аналогично договору аренды?
Пример судебного дела
В 2018 г. Н.В.В. обратился в районный суд г. Москвы с иском против компании Wargaming Group Limited, организатора многопользовательской игры «World of Tanks». Игрок заключил лицензионное соглашение с собственником игры. По лицензии ему должны были предоставить доступ к игре. Игрок приобрел внутриигровое имущество на сумму более 32 тысяч рублей.
По условиям лицензионного соглашения игроки не должны использовать запрещенные моды. Однако программным обеспечением игры было зафиксировано, что это правило пользователем было нарушено – он применил модификацию, которая дала ему несправедливое преимущество: возможность автоматически фиксировать уязвимые точки вражеских танков в прицеле.
Аккаунт данного пользователя был заблокирован. Это и стало причиной для обращения Н.В.В. в суд: он посчитал, что компания не оказала ему услуги по договору. Он потребовал вернуть 32 тысячи рублей как неосновательное обогащение, а также выплатить компенсацию за моральный ущерб в размере 10 тысяч рублей.
Суд отказал в удовлетворении исковых требований, сославшись на статью 1062 Гражданского кодекса, по которой требования граждан, связанные с организацией игр, не подлежат судебной защите. Однако эта статья была разработана для регулирования азартных игр, что свидетельствует о чисто формальном подходе к данной проблеме и порождает правовую неопределенность. Многопользовательские онлайн-игры не связаны с азартными играми, так как у большинства компьютерных игр фактически отсутствует результат (выигрыш или проигрыш): игрок просто развивает свой аватар.
К виртуальному имуществу, возмездно приобретенному в игре, не применяется также законодательство о купле-продаже, о защите прав потребителей и положения статьи 1102 ГК РФ об обязанности возвратить неосновательное обогащение.
Правовые отношения между игроком и владельцем игры
В настоящий момент в Гражданском кодексе РФ нет понятия «виртуальное имущество», однако в мировой практике законодатели уже не могут игнорировать цифровые трансформации. В декабре 2022 года депутаты Европарламента приняли решение разработать более четкие требования к контенту, политике покупок и целевым возрастным группам в компьютерных играх. В проекте доклада предлагается изучить возможность перепродажи игровых предметов за реальные деньги, так как это может быть связано с финансовыми преступлениями и нарушением прав человека.
Европейский парламент еще в 2020 г. предлагал перенести игровые лутбоксы (игровые награды, сгенерированные случайным образом) из сферы азартных игр в область законодательства о защите прав потребителей. В июле 2022 г. законопроект о лутбоксах начал рассматриваться в Министерстве по делам потребителей Испании.
«Первая ласточка», свидетельствующая об изменении подхода к подобным вопросам, появилась и в России. Компьютерные игры в рамках отечественного права рассматривались в первую очередь как программы для ЭВМ. В 2015 г. Федеральная налоговая служба возбудила иск против российского разработчика браузерных и клиентских многопользовательских игр Mail.Ru Games. Камнем преткновения стал вопрос налогообложения услуг по предоставлению дополнительного игрового имущества.
Компания настаивала на том, что такое имущество предоставляется игрокам как передача прав на программное обеспечение по лицензии, поскольку игровые предметы представляют собой совокупность байтов. А реализация прав в этом случае освобождается от налогов по пп.26 п.2 статьи 149 Налогового кодекса. ФНС и суд по-другому истолковали такие отношения с пользователями: продажа виртуального имущества и сервисов должна происходить по договору возмездного оказания услуг, а значит, подлежит налогообложению.
Правовые документы
Договорные отношения между владельцем игры и пользователями могут быть оформлены при помощи нескольких моделей:
- пользовательское соглашение (оферта), которое может включать предложение заключить лицензионный договор или договор на оказание услуг;
- классическое лицензионное соглашение, если на компьютере пользователя воспроизводится клиентская часть игры;
- договор SaaS для облачного гейминга (использование серверных мощностей) + лицензионный договор с правообладателем игры для приобретения прав на ее использование;
- смешанный договор с элементами договора оказания услуг и лицензионного соглашения о неисключительной передаче права на использование программы;
- абонентский договор для облачных игр с помесячной или посуточной подпиской (например, облачный гейминг GFN Ростелекома).
Правовой статус не может быть определен универсально: для каждого конкретного случая подбирается одна из моделей. Для определения наилучшего варианта вы можете обратиться к IT-юристам патентного бюро Ezybrand.
Пользовательское соглашение
Пользовательское соглашение (EULA) – это один из главных документов для онлайн-сервисов, включая многопользовательские игры. Оно позволяет ограничить ответственность владельца игры перед пользователями, избежать возможных убытков и судебных разбирательств, сохранить права на интеллектуальную собственность.
Какие основные моменты необходимо отразить в пользовательском соглашении:
Условия присоединения пользователя к соглашению. Согласие с условиями договора можно формализовать в виде использования программы любым способом. Например, если пользователь скачал клиентскую часть ПО у друга и не выражал свое согласие в явном виде (не поставил «галочку»), то это тоже будет считаться использованием программы. Обычно пользователь обязуется принять все условия соглашения «как есть», а если он не согласен с ними, то должен прекратить использование софта и деинсталлировать клиентскую часть.
Условия расторжения договора: в любой момент обе стороны могут расторгнуть его во внесудебном порядке. Расторжение может произойти автоматически при нарушении игроком условий пользовательского соглашения. При этом он лишается права на использование программы любыми способами.
Права собственности на игру и внутриигровое имущество: любая информация, которая содержится в IT-продукте, является интеллектуальной собственностью владельца игры (лицензиара).
Во многих компьютерных играх существует возможность создания пользовательского контента и моддинга. Например, серия игр Dota начинала свою историю как мод для игры Warcraft III (владелец – компания Blizzard Entertainment). Так как в пользовательском соглашении к игре Warcraft III отсутствовали какие-либо указания о том, что права на новые игровые карты принадлежат Blizzard, то юристам другой компании Valve удалось отсудить авторские права на мод.
Кроме модов, пользователи могут создавать в игре классические объекты авторского права: арты, песни, текст (литературные произведения). По закону исключительные права на эти объекты всегда изначально принадлежат автору. Но условиями договора (в данном случае пользовательского соглашения) может закрепляться переход исключительных прав разработчику игры.
Также можно зафиксировать в соглашении ответственность пользователя за незаконное опубликование чужих авторских произведений без разрешения правообладателя. Это позволит ограничить ответственность и избежать исковых претензий со стороны третьих лиц.
Ответственность за действия пользователя внутри игры, условия блокировки аккаунта. Во время совместной игры, например, игроки могут использовать нецензурные выражения, оскорблять других пользователей. Или они могут применять ботов, интегрируемых в игровое приложение и дающих необоснованное преимущество одному пользователю по сравнению с другими. Условиями пользовательского соглашения такие действия могут быть запрещены вплоть до блокировки. Также необходимо оговорить возможность купли-продажи, сдачи в аренду аккаунтов пользователей, использования читов.
Возможность распоряжения внутриигровым имуществом: торговля игровой валютой и предметами; права лицензиара на внутриигровую валюту при расторжении соглашения. В целях снижения риска мошенничества купля-продажа может быть запрещена пользовательским соглашением. В судебной практике известны случаи, когда игроками применялось вымогательство с целью присвоения виртуальных ценностей. По условиям соглашения разработчик (издатель) игры рассматривает все внутриигровые предметы как свое имущество, а не имущество пользователя.
Ограничение ответственности владельца игры за нарушение пользователем местного законодательства. Например, когда зарегистрировавшийся игрок оказался несовершеннолетним, а по закону ему запрещено играть в онлайн-игры; или ребенок потратил деньги на покупку внутриигровых предметов без согласия родителей.
Предоставление/непредоставление гарантий: бесперебойность сервиса и услуг (ограничение ответственности владельца игры за сбои на игровом сервере); минимальные требования к игре; ответственность разработчика за то, что игра не нанесет вред компьютерному устройству; предупреждения о возможном вреде для здоровья, например, для людей, страдающих эпилепсией.
Формальный подход к составлению пользовательского соглашения влечет множество правовых рисков. Поэтому разработку такого документа лучше всего доверить специалистам в области IT-технологий и информационного права.
Патентное бюро Ezybrand предлагает услуги по оформлению договорных отношений между владельцами сервисов и пользователями. Мы поможем правильно составить лицензионный договор, пользовательское соглашение, политику конфиденциальности, оформить договорную обвязку для SaaS-проектов, публичную оферту, кадровые документы для законной передачи прав на ПО от разработчиков к работодателю. Вы можете закрепить свои авторские права при помощи регистрации программного обеспечения в «Роспатенте». Заявителю при этом выдается свидетельство государственного образца, подтверждающее депонирование в патентном ведомстве.
👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!