Авторские права художника, дизайнера, иллюстратора
Изобразительное творчество является одним из самых сложных и запутанных объектов авторского права с юридической точки зрения. Практически все дизайнеры и художники используют референсы – фотографии или чужие иллюстрации, чтобы создавать свои работы, точнее изображать мелкие детали. А художественный вкус и поиск своего стиля развивается благодаря «насмотренности», изучению произведений других художников, освоению техники живописи при копировании шедевров изобразительного искусства.
Какие заимствования являются нарушением авторского права? Как защитить свои авторские права на иллюстрации и картины? Что делать, если кто-то скопировал вашу работу и получает коммерческую выгоду? Обо всем этом в нашей статье.
В чем заключаются авторские права
Незаконное копирование, присвоение авторства, тиражирование иллюстраций – это одно из самых распространенных нарушений в сфере изобразительного искусства.
Поэтому каждому иллюстратору, дизайнеру и художнику нужно знать основы авторского права, которые помогут отстаивать свои интересы:
- Автором изобразительного произведения всегда выступают физические лица. Авторство сохраняется за художником, а вот права на использование его творчества можно передать другим лицам по договору. Например, для печати принта на футболках, производства сувенирной продукции, других товаров, для использования в рекламе. Тот, кому передаются такие права, становится правообладателем. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо.
- Автором признается любой человек, независимо от возраста, гражданства, социального статуса, дееспособности. Авторами являются и дети, но распоряжаться имущественными правами до 14 лет они не могут – это делают вместо них родители или другие законные представители. Подробнее об авторских правах несовершеннолетних можно прочитать в статье нашего блога здесь.
- Если графический дизайн был создан по заданию работодателя и такая работа входит в должностные обязанности работника по трудовому договору, то это служебная разработка. Исключительные права на нее принадлежат работодателю, если в трудовом договоре не предусмотрены другие условия.
- По статье 1259 Гражданского кодекса РФ авторские права вступают в силу с момента создания произведения (независимо от того, опубликовано оно или нет) и не требуют дополнительной регистрации. Автору достаточно подписать экземпляр своего произведения. Но на практике, при возникновении спорных ситуаций, автору нужно доказать, что именно он создал это произведение.
- По российскому законодательству любое произведение признается имеющим творческий характер, будь это даже набросок на салфетке (вспомним притчу про Пабло Пикассо и салфетку в кафе).
- Если произведение создавалось несколькими авторами, то права на него принадлежат и соавторам. А доход от реализации имущественных прав они могут «поделить», заключив соглашение о соавторстве.
Виды авторских прав на иллюстрации, живопись, дизайн
Всем авторам принадлежат 2 вида прав:
- Имущественные (их называют исключительными) – право распоряжаться результатом своего творчества, например, тиражировать, публиковать и распространять в Интернете. Другие лица не имеют право это делать без разрешения автора (правообладателя). Исключительные права действуют в течение всей жизни автора и еще 70 лет после его смерти. Эти права позволяют автору извлекать экономическую выгоду из своего произведения.
- Личные (неимущественные) права, обеспечивающие связь личности автора с его произведением. Эти права действуют бессрочно, они остаются неизменными даже при продаже оригинала картины (иллюстрации) или после передачи исключительных прав на нее. К таким правам относятся:
- Право авторства, то есть признаваться автором. Когда другое лицо копирует вашу иллюстрацию и размещает ее в своем блоге, не указывая ваше имя и источник заимствования, то это плагиат в классическом виде, присвоение авторства.
- Право на имя – этот вид права часто путают с предыдущим. Автор на свое усмотрение может использовать произведение под своим подлинным именем, вымышленным именем (псевдонимом) или вообще без имени, анонимно. Но даже если имя не указано на изображении, авторское право все равно действует (если художник или иллюстратор сможет доказать свое авторство). Закон гарантирует, что имя автора не может быть изменено.
- Право на неприкосновенность произведения – нельзя без разрешения вносить какие-либо изменения в изображение, его содержание или название.
- Право на обнародование: автор может опубликовать свою иллюстрацию в Интернете, в периодической печати, художник может выставлять свои работы на выставках, а также они вправе не делать этого.
С другой стороны, если вы в написании картины или при создании дизайна использовали чужие творческие работы и собираетесь продавать их, то нужно связаться с авторами и получить от них разрешение.
Право на экземпляр и исключительные права: в чем разница
Художник нарисовал картину по заказу и получил за это плату. А новый владелец картины решил продавать продукцию с этим изображением. Художник подал на своего заказчика в суд за нарушение авторских прав – ведь заказчик стал получать коммерческую выгоду, при этом не спросил разрешения и не платит за это. Заказчик считает, что права художника он не нарушил, так как оплатил его работу. Кто же прав в этом споре?
Такая ситуация возникает очень часто из-за незнания законов. И прав в данной ситуации именно художник. По российским и международным законам, когда происходит купля-продажа экземпляра произведения (картины, цифровой иллюстрации, дизайна и любого другого объекта изобразительного искусства), имущественные права на него сохраняется за автором, если договором не предусмотрены другие условия.
Что же это за «другие условия»? В договоре между художником и заказчиком должно быть указано, что автор передает не только картину, но и исключительные права на нее. А еще лучше указать, какие именно права, как заказчик сможет распоряжаться картиной: публиковать ее в Интернете, печатать изображение на футболках, кружках и другие способы.
При простой покупке экземпляра, без оформления передачи исключительных прав, у заказчика есть право только на личное использование произведения. Всё остальное является нарушением авторских прав и по статье 1301 Гражданского кодекса автор может потребовать выплаты компенсации до 5 млн. рублей, а по статье 146 УК РФ – привлечь к уголовной ответственности.
Поэтому нужно отличать право собственности на изображение как на материальный носитель (в том числе электронный) и авторское право на произведение.
Оформить договор авторского заказа на создание иллюстрации, web-дизайна, любого изобразительного произведения можно в патентном бюро Ezybrand. Мы также поможем оформить передачу прав на готовое произведение: заключить лицензионный договор на товарный знак или договор отчуждения (купли-продажи). У нас работают патентные поверенные и юристы, которые имеют большой опыт по защите авторских прав.
Что охраняется авторским правом
Произведения живописи, графики и дизайна прямо причислены к творчеству, охраняемому авторскими правами по статье 1259 Гражданского кодекса РФ. Под дизайном при этом понимаются самые различные способы оформления: это может быть дизайн интерьера и экстерьера, садово-парковое искусство и ландшафтный дизайн, декоративно-прикладное искусство, предметы ремесленного производства, дизайн веб-сайта, иконки, логотипы, дизайн бытовых предметов и предметов искусства (например, оригинальное оформление штор, внешний вид чайника, обручального кольца), модель одежды, макеты и многое другое. Все это охраняется авторским правом.
Можно сказать, что все способы изобразительного творчества, которые можно представить в виде рисунка, эскиза, фотографии, – это объект авторского права, и он охраняется законом от копирования.
Авторским правом защищаются также отдельные элементы дизайна: коллажи, оригинальная форма, узор.
К более экзотичным видам изобразительного искусства относятся:
- Оригинальные татуировки на теле человека, макияж, грим. Несмотря на то, что объект, на котором воспроизводится рисунок, очень необычный по сравнению с классическими видами искусства, это изображение тоже считается выраженным в материальной форме. Его можно отразить как эскиз на бумаге, сфотографировать и подписать именем мастера тату или визажиста.
- Стрит-арт. Если граффити является результатом творческого труда, то оно относится к объектам авторского права. Но нужно учитывать, что если рисунок сделан на стене здания, а его собственник не давал разрешения, то это вмешательство в абсолютное право собственности. И тут уже может быть возбуждено дело о взыскании ущерба, который понесли собственники здания.
- Отдельные персонажи изобразительного произведения. Как мы уже говорили, авторским правом охраняется не только все изображение в целом, но и отдельные его части. Кроме того, персонажи могут быть защищены товарными знаками. Например, многие мультипликационные персонажи зарегистрированы в Роспатенте как товарные знаки и используются самостоятельно. В российской судебной практике есть много дел по защите прав на изображение Смешариков, Лунтика и других мультперсонажей. Свой персонаж могут зарегистрировать и частные предприниматели, компании для продвижения всего бизнеса или ряда услуг.
- Оригинальный внешний вид кондитерских изделий, тортов, если он носит творческий характер. При копировании основных элементов «сладкого дизайна» владелец авторских прав тоже может взыскать компенсацию.
Юридическая защита предоставляется дизайнерским решениям независимо от формы их выражения, в том числе в форме эскизов и 3D-моделей. Их распространение через сеть Интернет относится к такому действию, которое в Гражданском кодексе РФ называется «доведение до всеобщего сведения», а производство продукции с изображением, – к «воспроизведению произведения». Бездоговорное использование дизайна является основанием для привлечения к гражданской ответственности и взыскания компенсации до 5 млн. рублей.
Авторское право в действии
Для творческих людей, далеких от юриспруденции и судебных структур, авторские права кажутся не более чем теорией, которая в действительности не работает.
На самом деле это не так: при желании можно успешно отстаивать свои права. Так, например, известный российский художник-каллиграф под псевдонимом Покрас Лампас, автор уличного граффити, в 2021 г. подал 2 иска в суд: один против сети компьютерных клубов, а другой – против производителя ковров, которые незаконно использовали его творчество для рекламы и продажи товаров. В ходе судебного разбирательства он согласился заключить мировое соглашение и получил более 300 тысяч рублей в качестве компенсации за нарушение авторских прав.
А в 2012 г. Санкт-Петербургский суд рассмотрел другое резонансное дело: художественный руководитель одной из арт-групп, визажист-стилист (истец) подала иск против другого визажиста (ответчика). Истец создала оригинальный образ, наложила грим на модель, а фотографию опубликовала под своим псевдонимом на личном сайте. Ответчица скопировала макияж, тоже сделала фото с таким же макияжем, указала себя автором, опубликовала фото в Интернете с предложением заказать этот макияж на коммерческой основе.
Ответчица отрицала свою вину, указывая на то, она не нарушала права истца на фотографию, создала свое фотографическое произведение, а макияж сам по себе не является объектом авторских прав и сделан с использованием общеупотребляемых элементов, не имеющих творческого характера. Также истец не доказал факт коммерческого использования макияжа. Было только предложение услуг (но отсутствие прибыли не снимает ответственность за нарушение авторских прав). Суд отклонил эти доводы, признал авторские права истца и их нарушение, взыскал с ответчика денежную компенсацию (Определение № 2-177 2-177/12 2-177/2012 33-8794 от 20 июня 2012 г.).
Авторские права на цифровое искусство
Наиболее уязвимым с точки зрения копирования и плагиата является творчество digital-дизайнера, так как ему необходимо публиковать примеры своих работ для заказчиков, показывать портфолио, продвигать свой личный бренд. Права дизайнера легко нарушить путем скачивания и публикации без указания имени, распространения на разных носителях, печати на продукции для извлечения собственной выгоды.
Поэтому дизайнеру нужно использовать техническо-правовые средства защиты, перечисленные далее. Под защитой авторских прав находятся все виды digital-дизайна – гейм-дизайн, web-иллюстрации, графический дизайн, моушн-дизайн, анимация, визуализация и другие.
Для графических дизайнеров мы можем предложить современную услугу цифрового депонирования по технологии блокчейн: вы загружаете свои цифровые иллюстрации на специальный сервис, где они надежно шифруются. Можно предоставить доступ к портфолио для заказчиков (без возможности скачивания). Подробнее об этой услуге здесь.
Авторским правом охраняется и дизайн для маркетплейсов: продающая инфографика, оформление витрин. Если кто-то скопирует такое оформление, то можно написать жалобу в техподдержку или юридический отдел маркетплейса и потребовать блокировки селлера. Но к жалобе нужно приложить документы, подтверждающие авторские права. Таким документом является свидетельство о депонировании в авторском обществе.
Подробнее о защите контента карточек товара здесь.
Хотя цифровой дизайн создается с помощью технических средств (программное обеспечение Photoshop, InDesign, Figma, Illustrator, After Effects и другие), это никак не ущемляет права автора по сравнению с традиционными видами искусства. А вот если иллюстрация создана в отсутствие творческой деятельности человека, например, сгенерирована в нейросети, то она не является объектом авторского права.
Как защитить авторские права
При возникновении спорной ситуации важно иметь доказательную базу, что именно вы являетесь автором картины, иллюстрации, дизайна. Автору достаточно предоставить доказательства, а оспаривать их должен ответчик, так как действует презумпция авторства. При этом ответчику придется ссылаться не на собственное мнение, а документально обосновывать возражение.
Предоставить необходимые доказательства – это дело сторон спора, а суд только принимает ту сторону, которая лучше докажет свою правоту.
В качестве доказательства авторства в суде можно использовать:
- Если это не цифровой объект, то художники традиционно ставят свою подпись с информацией об авторе: ФИО (псевдоним), дата создания произведения. Также не помешает сохранять эскизы, наброски, либо предварительный вариант проекта. Юридическое значение имеют и свидетельские показания.
- Для цифровых файлов тоже можно использовать свою подпись: если ее обрежут, то оригинал большего размера послужит доказательством авторства. Digital-дизайнер может показать исходный файл, сделанный в графическом редакторе, с сохранением слоев, библиотеки стилей, блоков верстки. Так как оппонент спора не сможет предоставить такие файлы в суд, то суд признает ваше авторство.
- Подтверждением авторства на определенный момент времени также могут служить публикации в журналах, периодической печати, в социальных сетях, где фиксация даты происходит автоматически и не зависит от действий пользователя.
- Свидетельство о депонировании. Этот документ можно получить в негосударственном авторском обществе. Оформить заявление на такое свидетельство можно у юристов патентного бюро Ezybrand. Подробнее о депонировании здесь.
- Сохранить иллюстрации на электронном носителе, подписать его и отправить его самому себе по почте. Почтовый штемпель служит подтверждением даты авторства. Однако этот способ можно считать архаичным и у него есть недостаток: после вскрытия конверта у такого доказательства навсегда утрачивается юридическая сила.
Специальный знак охраны © (копирайт) не защищает от копирования, он только информирует о том, что у вас есть авторские права. В суде нужно предоставить более веские доказательства.
Что такое депонирование
Депонирование дизайна, изобразительных произведений – это добровольная регистрация авторства, которая относится к дополнительным механизмам защиты прав авторов и упрощает порядок доказывания авторства.
Автор дизайна, картины, иллюстрации передает в авторское общество экземпляр произведения или его фотографическое изображение на материальном носителе, в электронном формате. Авторское общество (РАО) регистрирует произведение и выдает свидетельство о депонировании. Депонируемые материалы подтверждают, что на момент регистрации произведение существовало именно в том виде, в котором было представлено на регистрацию.
Сведения от независимого регистратора (РАО), при отсутствии доказательств обратного, будут служить аргументацией для подтверждения авторства.
Для депонирования нужно подать заявку в РАО и предоставить данные: дата и время создания произведения, сведения об авторе, соавторах, правообладателях, копию произведения. Стоимость такой регистрации – от 8 000 рублей, а продолжительность процедуры – от 1 дня.
Узнать подробнее об услуге депонирования авторских прав на иллюстрации, дизайн, можно здесь.
В некоторых странах депонирование осуществляется в органах государственной власти. В России это предусмотрено только для программного обеспечения и баз данных, которые считаются литературными произведениями.
Патентование дизайна
Дизайнерские продукты – это произведения, охраняемые авторским правом, но у их правообладателя есть также возможность зарегистрировать их в качестве промышленных образцов и получить государственный патент, как для изобретений. Для этого нужно пройти обязательную процедуру регистрации в Роспатенте и государственную экспертизу.
У такого способа защиты авторства есть как свои достоинства, так и недостатки:
- Авторские права защищают от полного копирования, хотя судья может самостоятельно оценить заимствование на основе общего впечатления оригинала и копии. При оценке незаконного использования промышленного образца используются более четкие требования: если в продукции применяются существенные признаки, которые определяют особенности внешнего вида, то различие в деталях неважно. Это признается нарушением прав на патент.
- При защите в качестве промышленного образца не нужны дополнительные доказательства и исходные материалы, достаточно патента и изображений, для которых он получен.
- Но получить патент на промышленный образец гораздо сложнее. Если дизайн не обладает мировой новизной и оригинальностью, то запатентовать его невозможно. Новизна оценивается по любым источникам (патенты и общедоступная информация), для этого проводится информационный поиск.
- За свидетельство о депонировании пошлина уплачивается 1 раз, а за патент нужно платить госпошлину каждые 5 лет.
- Срок авторско-правовой охраны больше. У промышленных образцов предельный срок – это 25 лет, после чего они переходят в общественное достояние.
Патентование применяется в основном для промышленного дизайна, для товаров, которые выпускаются производством серийно, например, игрушки, одежда, обувь, гаджеты, упаковка, мебель и другая продукция.
Подробнее о патентовании дизайна в качестве промышленного образца можно прочитать в статье нашего блога здесь.
Доказательства для суда
Перед подачей иска в суд также нужно подготовить другие документы:
- Зафиксировать сам факт нарушения. Если ваша иллюстрация опубликована на другом сайте, то нужны скриншоты, заверенные нотариусом. Незаверенные скриншоты не имеют юридической силы. А протокол обеспечения доказательной базы от нотариуса гарантирует, что это не ложные доказательства.
Если ваша иллюстрация печатается на товарах, то можно сделать контрольную закупку. Во время закупки нужно попросить у продавца чеки, в которых будет присутствовать дата и подпись. Такой чек лучше всего сфотографировать вместе с товаром, так как по одному названию товара будет непонятно, использован ли на нем ваш дизайн. Процесс контрольной закупки можно снять на видео, где в непрерывном режиме будет показана информация о самом магазине (вывеска, местоположение), чек, продавец и процесс покупки.
- Если стороны спора – индивидуальные предприниматели или юридические лица, то сначала нужно оформить досудебную претензию и направить ее нарушителю заказным письмом, сохранить почтовую квитанцию. Досудебный претензионный порядок в таких случаях является обязательным, иначе суд откажет в рассмотрении иска. Оформить досудебную претензию можно в патентном бюро Ezybrand. По истечении 1 месяца после получения письма можно подавать иск в суд и требовать выплаты компенсации.
Плагиат или нет: что нужно знать художникам и иллюстраторам
Прежде чем подавать претензию о нарушении авторских прав, сначала лучше самому разобраться, имеет ли место плагиат, так как в мире искусства существуют разные понятия: заимствование, подражание, реминисценция (использование мотивов чужих произведений на близкую тему), апроприация (перенос произведений искусства в новый контекст), изо-семплинг (нарезка из чужих картин).
В этих случаях нужно исходить из следующих предпосылок:
- Авторское право не распространяется на идеи в чистом виде, поэтому подражание творческой манере, имитация чужого стиля не являются нарушением.
- Не запрещено также копировать сюжет, при условии, что он имеет оригинальное художественное выражение. Таким работам предоставляется самостоятельная, параллельная авторско-правовая охрана. Художник может вдохновиться чужим произведением и создать свое на ту же тему.
- Плагиат является очевидным, если спорные изображения тождественны. Если это неочевидно, то необходимо проведение экспертизы на предмет переработки оригинального произведения. Переработка тоже незаконна, если не получено разрешение от его автора. Но при рассмотрении дела в суде данный вопрос будет решаться на усмотрение судьи. Он может как прислушаться к мнению экспертизы, так и вынести свое решение. Если ответчик сможет доказать, что его произведение создано независимо и не основано на работе истца, то суд откажет в удовлетворении иска. Поэтому любое заимствование всегда несет в себе определенный риск.
Например, в 2019 г. в Арбитражном суде Удмуртской Республики рассматривался иск арт-ателье «Блеск», в котором шьют купальники для художественной гимнастики, к другому ателье. Второе ателье скопировало дизайн купальника, который был создан ООО «Арт-Блеск» по эксклюзивному заказу в единственном экземпляре, и разместил рекламу по услуге пошива в социальных сетях.
Копирование дизайна было неполным, поэтому суд назначил проведение экспертизы. Эксперт выдал заключение, что купальники имеют аналогичную, но неодинаковую художественную реализацию, и каждый из них можно признать самостоятельным оригинальным произведением.
Но суд не согласился с мнением эксперта и оценил сходство по общему впечатлению, создаваемому спорным и оригинальным дизайном, признал нарушение авторских прав и взыскал 100 000 рублей с ответчика (дело № А71-6193/2019).
Когда можно использовать произведения без разрешения автора
В статье 1274 Гражданского кодекса РФ также указаны случаи свободного использования чужих произведений:
- Цитирование в информационных или учебных целях: вашу работу использовали в качестве цитаты, указали автора, источник заимствования и не внесли никаких изменений в изображение (например, обрезка). Но если кто-то взял иллюстрацию в Интернете и неправильно указал имя автора, то это уже будет нарушением авторских прав.
- Использование в обзорах текущих событий, например, репортаж с выставки. Если картина постоянно находится в музее, то ее тоже можно свободно фотографировать и публиковать это фото в Интернете. Об этом прямо указано в статье 1276 Гражданского кодекса РФ.
- Если истек срок охраны авторским правом (через 70 лет после смерти автора), то такое произведение можно свободно использовать в любых целях, в том числе в коммерческих. Но нужно учитывать, что музейные экспонаты охраняются еще «Законом о музейном фонде РФ и музеях» № 54-ФЗ, поэтому для печати изображения на сувенирах нужно получить письменное разрешение от музея.
-
Вы можете закрепить свои права на творческие работы в нашем патентном бюро. Мы помогаем получить свидетельство о депонировании произведений в авторском обществе «Копирус», а также провести цифровое депонирование. Депонировать можно не каждое изображение отдельно, а их альбом – это позволяет снизить расходы на оплату пошлин.
👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!