IT и стартапы Авторские права Программы

Авторские права на компьютерную игру

Игровая индустрия – одна из самых прибыльных: по данным аналитического агентства NewZoo доход мирового рынка игр составляет более 180 миллиардов долларов, а общее количество игроков превышает 2,5 миллиардов человек, из них более 60 миллионов находятся в России. Поэтому защита авторских прав на игры как интеллектуальную собственность является очень актуальным вопросом в IT-сфере. Как обеспечить правовую охрану таким разработкам – об этом сегодняшняя статья.

Авторское право на игры как программы

Компьютерные игры чаще всего рассматриваются в праве как программы для ЭВМ. А программное обеспечение по закону охраняется авторским правом как литературное произведение – это своеобразный «текст» в виде команд на языке программирования или объектный код (статья 1261 Гражданского кодекса).

Компьютерные программы и базы данных – это единственные виды авторских произведений, которые могут пройти государственную регистрацию в «Роспатенте». Авторские права на игру подтверждаются государственным свидетельством о депонировании.

Пример регистрации авторских прав на игру в «Роспатенте»

Авторские права на компьютерную игру нельзя запатентовать в качестве изобретения. Статьей 1350 Гражданского кодекса также прямо запрещено патентовать правила и методы игр. Но методику, изложенную как текст или сборник, можно зарегистрировать в авторском обществе как литературное произведение.

Другие составляющие игр

Есть и другой, вполне обоснованный подход к играм: их можно рассматривать как сложное произведение, или мультимедийный продукт. Ядро такого продукта – это программный код. Крупные компании создают собственный игровой движок для ускорения разработки игр – программный фреймворк, включающий рендер для улучшения качества графики, физический движок для моделирования явлений реального мира и другие элементы. Либо разрабатываются плагины к существующим движкам. Все это тоже относится к программному обеспечению, которое можно зарегистрировать в «Роспатенте» для подтверждения авторских прав.

Пример регистрации программы для рендеринга
Пример регистрации программы для рендеринга

Кроме того, игра содержит музыкальное сопровождение, художественные составляющие (графика; дизайн интерфейса, персонажей, игровых элементов, шрифтов), сюжет как продукт деятельности сценариста.

Эти элементы тоже охраняются в рамках авторского права. Дизайн и сценарий, музыку и видео можно защитить от незаконного копирования. Для этого производится их депонирование, но не в «Роспатенте», а в негосударственных авторских обществах.

Узнать подробнее о регистрации авторских произведений.

Авторское право на элементы дизайна, интерфейс можно подтвердить патентом, как это применяется для изобретений. Промышленный образец – это разновидность интеллектуальной собственности, которая патентуется в «Роспатенте» и дает исключительное право на использование дизайна. Патент можно также получить на оригинальный шрифт.

Примеры промышленных образцов – патенты на элементы графического интерфейса

Если игровые данные используются и хранятся в базах данных, то их тоже можно зарегистрировать в форме депонирования в «Роспатенте».

Пример депонирования базы данных в «Роспатенте»

Можно защитить от копирования и недобросовестной конкуренции название компьютерной игры. Для этого его регистрируют в качестве товарного знака.

Примеры названий компьютерных игр, зарегистрированных как товарные знаки в «Роспатенте»

Узнать подробнее о самостоятельной регистрации товарных знаков в «Роспатенте».

Кому принадлежат права на игру

Автором программного кода для реализации игры как программы всегда является физическое лицо. Соответственно, все права на этот код принадлежат автору, если игра не создана по трудовому договору.

Но так как любая игра является по сути составным произведением, то права могут возникнуть и у других участников проекта, которые внесли свой творческий вклад:

  • Художники, создающие внешний вид персонажей и другого игрового контента. Они имеют авторские права на свое творчество.
  • Геймдизанеры, разрабатывающие сюжет, или содержание игрового процесса; их работа аналогична вкладу режиссера при съемке кинофильмов. Права геймдизанеров отличаются – они не авторские, а смежные.
  • Звукорежиссер – права соавтора он может получить только в том случае, если внес какой-то творческий вклад в создание музыкального сопровождения.
  • Композитор, создающий музыкальную часть игры; получает авторские права.
  • Исполнитель, если для озвучивания используются «живые» голоса. Исполнители также обладают смежными правами.
  • Авторы внутриигрового текста, нарративщики. Им принадлежат авторские права на литературное произведение.
  • Разработчик баз данных для игры. Если база данных большая, и ее наполнением занималось другое лицо, потребовались существенные финансовые вложения или организационные усилия, то изготовитель баз данных получает смежные права.

Обладатели смежных прав, так же, как и авторских, имеют исключительное право на результаты своего творчества. Другими словами, другие лица не должны их использовать без разрешения правообладателя и без выплаты ему соответствующего вознаграждения.

Те члены команды GameDev, которые выполняют организационные или технические функции, оказывают финансовую поддержку, не имеют авторских или смежных прав на компьютерную игру. Существует еще один вид прав – это исключительные (имущественные) права, то есть возможность распоряжаться игрой в коммерческих целях: распространять ее, тиражировать, публиковать в Интернете, соцсетях и другими способами.

Если команда разработчиков работает в компании-издателе, то трудовым соглашением или другими видами договоров закрепляется переход исключительных прав к компании-правообладателю. Но право признаваться автором (неимущественные права) сохраняется за разработчиками.

Подробнее о юридическом оформлении кадровых документов и договоров, закрепляющих переход прав от разработчика к заказчику можно прочитать в статье «Работник создал программу для ЭВМ: кому принадлежат права на нее и как избежать конфликтов между работодателем и разработчиком».

Как зарегистрировать игру или базу данных в «Роспатенте»

Выше мы уже говорили о том, что авторские права на программное обеспечение и базы данных можно подтвердить государственной регистрацией. Как это сделать?

Пошаговая схема действий такова:

  1. Оформить заявление установленного образца. Пример оформления и бланки можно найти на официальном сайте «Роспатента». В заявлении должен быть указан правообладатель (это может быть работодатель или сам разработчик) и все авторы, которые внесли творческий вклад в создание программного кода.
  2. Приложить к заявке другие документы: депонируемые материалы (весь листинг или его часть, позволяющую идентифицировать программу), реферат (краткое описание ПО, включающее его основные характеристики), согласие на обработку персональных данных, копию платежного документа, подтверждающего оплату госпошлины.

Направить пакет документов в ФГБУ «ФИПС» («Роспатент») по почте, лично или через электронные средства связи: на официальном сайте патентного ведомства или через портал «ГосУслуги».

Свидетельство на программное обеспечение, выдаваемое «Роспатентом»

Заявление рассматривается от нескольких дней до 2 недель. По электронным заявкам этот процесс происходит быстрее.

За регистрацию программного кода или базу данных нужно уплатить государственную пошлину. Ее размер совсем невелик и по силам даже для небольших инди-студий – 4 500 рублей. Для тех разработчиков, которые не оформлены как юридические лица (для ИП или физических лиц) пошлина еще меньше – 3 000 рублей. Ее нужно уплачивать только один раз, ежегодное поддержание свидетельства не требуется.

Узнать подробнее о регистрации программ в «Роспатенте».

Авторские права на программу, как и само свидетельство о депонировании, действительны на территории всех стран мира, поддерживающих Бернскую конвенцию, в течение всей жизни разработчика и еще 70 лет после его смерти.

Для чего регистрировать авторские права?

Нарушение авторских, патентных или смежных прав влечет за собой ответственность, установленную законодательством об интеллектуальной собственности:

  • Наложение административного штрафа до 40 тысяч рублей.
  • Взыскание денежной компенсации до 5 млн. рублей или в двукратной стоимости контрафакта.
  • Конфискация контрафакта и его уничтожение за счет нарушителя.
  • Привлечение к уголовной ответственности при нанесении крупного ущерба (лишение свободы на срок до 6 лет).

Это относится и к другим видам коммерческой деятельности, не связанным с GameDev. Например, если выпускается мерч с игровой символикой без согласия правообладателя, то такого производителя тоже можно привлечь к ответственности и потребовать выплаты денежной компенсации. Например, правообладатели игры «Angry Birds» регулярно взыскивают компенсацию с предпринимателей, незаконно продающих контрафактные игрушки в виде персонажей этой игры.

Патентное бюро Ezybrand

Патентные поверенные бюро Ezybrand оказывают все виды услуг по регистрации интеллектуальной собственности:

  • Регистрация логотипов, товарных знаков для названия программного обеспечения, компьютерной игры, бизнеса.
  • Депонирование программ в «Роспатенте», регистрация программ в реестре отечественного ПО в Минцифре.
  • Депонирование авторских произведений в негосударственном авторском обществе (выдается свидетельство, подтверждающее авторские права).
  • Получение патента на промышленный образец для элементов дизайна и интерфейса программ, веб-сайтов.
  • Оформление договорных отношений между разработчиками и заказчиками, кадровой документации для IT-организаций.
  • Оформление пользовательских соглашений, политики конфиденциальности для сайтов.

Регистрация договора отчуждения на программное обеспечение при продаже прав на него другим лицам.

Рассказываем про интеллектуальные права, кратко освещаем важные новости для бизнеса и делимся результатами своей работы. 👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Автор
Регина Баймурзина
Специалист в области интеллектуальных прав, редактор, контент-мейкер.
Патентный поверенный №2104
Бондарева Ольга
Специалист по регистрации товарных знаков, патентованию в области инженерии, приборостроения, медицины, фармацевтики, регистрации программ для ЭВМ.
Патентный поверенный №2165
Надежда Рузавина
Специалист по информационным технологиям и интеллектуальным правам, защите персональных данных
Специалист по авторским правам
Валентина Внучкова
Подготовка документов для авторских обществ, защита авторских прав в сети Интернет. Сопровождение авторов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем файлы cookie из вашего браузера, чтобы улучшить отображение и работу сайта.
Подробнее

Заказать бесплатную консультацию

Специалист подробно ответит на ваши вопросы, рассчитает стоимость и направит коммерческое предложение.


☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную консультацию

Остались вопросы?

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную проверку
по реестру товарных знаков

Пожалуйста, укажите наименование для проверки и контактные данные для получения результатов.

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.