Споры Судебная практика Товарные знаки
Как не потерять свой товарный знак: что такое "размытие" бренда

Как не потерять свой товарный знак: что такое «размытие» и как сохранить уникальность бренда

Когда-то существовали товарные знаки «Ксерокс», «Пейджер», «Термос», «Целлофан», «Линолеум» и другие, которые теперь превратились в имена нарицательные. Даже самые обычные названия предметов раньше имели правовую охрану от копирования, например, бренд «Flo-Master» был маркой чернил во второй половине XX века, а теперь это просто наименование вида товаров.

А некоторые эти названия до сих пор официально имеют статус товарного знака. Например, «Thermos» охраняется на территории США и некоторых других стан, но свободно используется в России.  Такое явление называется «размытием» товарного знака. Это может произойти не только с известными компаниями, но и с обычными предпринимателями. Как защитить свой товарный знак от размывания – об этом наша статья.

Что такое размытие товарного знака?

Вы зарегистрировали свой товарный знак и теперь ваш бизнес надежно защищен от конкурентов. Однако совсем «расслабляться» не стоит. Степень защиты бренда зависит не только от изобретательности его владельца по созданию уникального и отличительного образа. За сохранение знака нужно бороться и после получения свидетельства, особенно если ваша продукция (или услуги) пользуются большим спросом на территории всей страны, а не только в маленьком городе.

Вот пример из истории. Когда корпорация «Nippon Sanso K.K.» еще только придумала термосы, она стремилась к тому, чтобы название «термос» использовалось повсеместно для любой теплоизоляционной посуды, хотя это был уникальный товарный знак. Считалось, что это будет способствовать популяризации продукции и работать, как бесплатная реклама. По мере роста объемов продаж руководство компании поняло, что название ее бренда «термос» стало слишком часто применяться у конкурентов.

Компания начала предъявлять судебные иски, но было уже поздно: этот бренд даже включили в толковые словари как обычное слово, а не как имя собственное. А в 1962 г. американский суд постановил, что «thermos» теперь является обобщающим термином. И произошло это в основном по вине самого правообладателя, из-за собственной рекламной компании. Теперь слово «термос» свободно используют тысячи производителей по всему миру.

Оно перестало ассоциироваться с одной определенной компанией, то есть потеряло свою различительную способность. Те предприниматели, которые уже прошли регистрацию товарного знака, знают, что различительная способность – это необходимое условие для получения свидетельства в Роспатенте. Нельзя, например, зарегистрировать бренд «молоко» для молочной продукции. Однако различительная способность, которая была вначале, со временем может быть утеряна. Соответственно, и сам бренд потеряет свою ценность.

Размытие товарного знака – это явление, когда он теряет свою основную функцию индивидуализации бизнеса и становится бесполезен как бренд.

Схема: как происходит размытие товарного знака

В каких случаях может произойти размытие

Когда бренд становится нарицательным названием группы товаров, то это, конечно, крайний случай. Хотя на самом деле это не редкость. Например, активная рекламная компания немецкой фирмы, производителя растительно-жирового спреда, привело к тому, что многими потребителями марка «Rama» стала восприниматься как сорт маргарина. А в Нижегородской области бренд транспортной компании «Автолайн» стал ассоциироваться с микроавтобусами вообще («Не стали ждать автолайн, уехали на такси»).

С одной стороны, любой предприниматель хочет, чтобы его товар (услуги) стали как можно более популярными. С другой стороны, если бренд не имеет четкого названия, а вернее, не имеет связи с определенным владельцем, то он может стать названием для вида товара как такового. Чтобы устранить этот рекламный парадокс, нужно указывать в рекламной компании не только бренд, но и вид товара/услуги. Например, «Пассажирские перевозки «Автолайн». В какой-то мере это поможет сохранить товарный знак от размывания.

Возможны еще 2 случая, когда происходит утрата различительной способности:

  • Когда другой предприниматель регистрирует на себя такое же название, но для других видов товаров, и активно его использует.
  • Когда оригинальный товарный знак пародируется другим производителем.

Что говорится в законе

Впервые вопрос о размывании товарных знаков был поднят еще в 1920-е годы в США. Тогда же стали появляться первые нормативные акты, огранивающие использование чужих брендов, которые могут снизить различительную способность известного товарного знака. А в 1996 году на федеральном уровне был принят Закон о размывании товарного знака. Американские правообладатели зарегистрированных знаков теперь могут защищать свой бренд от размывания в суде. Аналогичная возможность появилась и в ряде европейских стран.

В России отдельных законов о размывании знаков нет. Привилегированное положение занимают только общеизвестные товарные знаки. Для них предусмотрена особая процедура регистрации. Общеизвестным может стать и ранее зарегистрированный товарный знак, если правообладатель сможет документально доказать, что он приобрел широкую популярность среди российских потребителей. Такими знаками на территории России стали «Известия» (печатное издание, которое выпускается с 1917 года), «Уралмаш» (Уральский завод тяжелого машиностроения), «Здоровье» (журнал) и некоторые другие (всего немногим более 100).

Когда предприниматели подают заявку на новый товарный знак, эксперты Роспатента проверяют его уникальность и по реестру общеизвестных знаков. Если там будет похожее обозначение, то экспертиза будет более строго оценивать новый бренд. Даже если общеизвестный знак используется для других видов продукции, то по такой заявке может быть вынесен отказ.

Проверить товарный знак в патентном бюро Ezybrand бесплатно.

Что делать, если ваш знак регистрирует другой предприниматель

Допустим, вы продаете сумки под собственным брендом. Вы подали заявку на регистрацию своего товарного знака. В заявке указан 18 класс товаров по классификатору МКТУ. Другие виды товаров вы продавать не планировали. По закону не запрещается регистрировать такой же товарный знак другим предпринимателям, если они работают в иной сфере, так как считается, что они не будут конкурировать друг с другом.

И вот вы обнаруживаете, что ваш бренд теперь зарегистрировали и для других товаров: один предприниматель продает бижутерию под такой же маркой (класс 14 МКТУ), другой – одежду (25 класс), третий – сувенирные игрушки (28 класс). На рынке возникает масса продукции под одним и тем же названием, которое изначально принадлежало только вам.

Конечно, бренд может и не стать видовым названием товара. Но он тоже может «ослабнуть», снизится его различительная способность. В итоге покупатели могут спутать вас с другим производителем. А если к тому же он продает товары низкого качества, то пострадает и ваша репутация.

Что можно сделать, чтобы этого не произошло?

Во-первых, еще на этапе подачи заявки лучше все-таки предусмотрительно включить и другие классы товаров, которые могут стать конкурирующими для вашей продукции. Если же знак уже прошел экспертизу, то можно подать заявку на регистрацию и по другим классам.

Расширить правовую охрану по старой заявке не получится, это запрещено правилами Роспатента. Сократить количество классов МКТУ – можно, а вот увеличить – нет, так как экспертам нужно проверять знак на уникальность по новым категориям товаров. Поэтому целесообразно будет включить все нужные классы сразу в первоначальную заявку. Это выгодно и с финансовой стороны: вы потратите меньше денег на госпошлины.

Как правильно подобрать классы МКТУ для товарного знака можно прочитать здесь.

В некоторых случаях удается оспорить заявку конкурента (или регистрацию, которая уже проведена до конца) в Палате по патентным спорам (ППС), особенно когда товары относятся к однородным классам МКТУ. При этом нужно хорошо подготовить доказательственную базу и аргументы в свою пользу. Акцент нужно сделать на то, что конкурирующий знак сходен до степени смешения с вашим знаком и может ввести потребителей в заблуждение. А значит, его регистрация проведена с нарушениями. Если ППС согласится с вашими доводами, то чужой товарный знак аннулируют.

Пародирование товарного знака

В практике западных стран также часто встречается пародирование товарных знаков, когда чужой бренд используется другими предпринимателями в юмористическом контексте. Прямого запрета на такое действие нет, но зато уже есть сложившаяся судебная практика, которая позволяет сделать определенные выводы.

Например, американская компания Fab Dog Inc., производитель товаров для животных, выпустила линейку хрустящих игрушек для собак, которые по внешнему виду имитируют конфеты. Товары продавались под брендом «Dogiva» (игра слов: «dog» в переводе с английского – собака), что является пародией на бельгийский шоколадный бренд «Godiva».

Производитель шоколада подал судебный иск против Fab Dog Inc. с требованием прекратить использование пародии, так как это приводит к размытию его товарного знака. Но в 1986 году «Godiva» преодолела судебный запрет и продолжает выпускать свою продукцию, так как компании удалось доказать, что потребители не принимают собачий корм за оригинальную шоколадную продукцию.

В авторском праве пародия вообще узаконена. В Гражданском кодексе РФ, статья 1274 п.3, указано, что создавать пародию может любой другой автор, не спрашивая разрешения у автора оригинального произведения. Хотя авторское право не применимо для товарных знаков, судебная практика основана на том, что если у пародии нет злого умысла (например, чтобы дискредитировать чужую торговую марку) и нет риска смешения разных производителей, то пародийный товарный знак имеет право на существование.

Однако точно определить эту грань сложно, поэтому в последнее время идет тенденция на ужесточение требований по использованию пародийных товарных знаков. Например, в США в 2020 г. принят новый стандарт, по которому «Dogiva» сейчас бы точно проиграла судебный спор.

В российской практике было 2 таких известных прецедента: когда возле одного из московских отделений «Сбербанка» открылся ресторан «Сбербар», а на сайте интернет-магазина ритейлера X5 Retail Group начали продаваться газовые плитки «Газпромчик» (пародия на товарный знак «Газпром»). Обе компании предъявили досудебные претензии и пародии были убраны предпринимателями добровольно. Если бы дело дошло до суда, то скорее всего, правда была бы на стороне корпораций. Тем более что их товарные знаки зарегистрированы в Роспатенте по всем классам МКТУ (для всех категорий товаров).

Как защитить свой товарный знак от размывания

Чтобы ваш товарный знак не потерял со временем свою силу, нужно придерживаться нескольких рекомендаций:

  • Периодически стоит проводить мониторинг нарушения прав на ваш бренд. Например, его могут незаконно использовать в сети Интернет, на маркетплейсах, или это могут быть сомнительные регистрации в Роспатенте по однородным классам товаров. Услугу мониторинга можно заказать у патентных поверенных Ezybrand. Мы найдем тождественные и похожие товарные знаки, коммерческие обозначения конкурентов и проанализируем степень их сходства с вашим брендом.
  • Используйте товарный знак правильно: именно в том виде, как он зарегистрирован. У крупных корпораций всегда есть брендбук – официальное руководство по фирменному стилю и разрешенным способам его использования (цветовая гамма, шрифт, типографика, размещение логотипа в договорах и другой документации). Такого порядка стоит придерживаться и небольшим компаниям, индивидуальным предпринимателям.
  • Если кто-то начал использовать ваш товарный знак, то можно направить ему досудебную претензию. Во многих случаях этого достаточно, чтобы прекратить нарушение. Оформить досудебную претензию тоже можно в патентном бюро Ezybrand.
  • Если ваш бренд уже приобрел широкую известность, то можно зарегистрировать его как общеизвестный товарный знак. Для этого потребуются доказательства, например, социологические опросы в независимой лаборатории, договоры, подтверждающие географию и большой объем поставок, упоминания о бренде в информационных источниках, в средствах массовой информации. Получение статуса общеизвестного товарного знака поможет расширить его правовую охрану и на другие виды товаров/услуг.
Рассказываем про интеллектуальные права, кратко освещаем важные новости для бизнеса и делимся результатами своей работы. 👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Автор
Бондарева Ольга
Специалист по регистрации товарных знаков, патентованию в области инженерии, приборостроения, медицины, фармацевтики, регистрации программ для ЭВМ.
Регина Баймурзина
Специалист в области интеллектуальных прав, редактор, контент-мейкер.
Юлия Ахрамеева
Специалист по маркетингу и PR. Защита бренда на маркетплейсах.

Комментарии

  1. Никита
    05.06.2023

    Благодарю за ценную информацию

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем файлы cookie из вашего браузера, чтобы улучшить отображение и работу сайта.
Подробнее

Заказать бесплатную консультацию

Специалист подробно ответит на ваши вопросы, рассчитает стоимость и направит коммерческое предложение.


☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную консультацию

Остались вопросы?

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную проверку
по реестру товарных знаков

Пожалуйста, укажите наименование для проверки и контактные данные для получения результатов.

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.