Авторские права Споры
Авторские права на сценарий

Сценарий как объект авторского права: гайд для сценаристов

Создание сценариев сегодня очень востребовано. По ним снимают фильмы и телепередачи, разрабатывают компьютерные игры, создают рекламные ролики, контент для Youtube, организуют театральные постановки, концерты и другие мероприятия. При этом не всегда организации соблюдают авторские права на сценарий. На практике встречаются случаи незаконного использования чужого творчества без разрешения авторов и без выплаты им вознаграждения. В этой статье вы узнаете, как грамотно оформить на себя интеллектуальную собственность и защитить права на сценарий в случае необходимости.

Является ли сценарий объектом авторского права

Сценарий — это произведение, которое описывает сюжет, диалоги, персонажей, технические и другие нюансы, необходимые для постановки (организации или создания) чего-либо. В статье 1259 ГК РФ он вынесен как отдельный объект авторского права и охраняется независимо от достоинств и назначения.

У сценариста есть два вида авторских прав:

  • Личные неимущественные. Это права авторства, на имя, на обнародование и на неприкосновенность произведения. Они неотчуждаемы. Так, киностудия не вправе указывать в качестве автора сценария другое лицо или вносить в текст какие-либо изменения без разрешения настоящего автора. Даже в том случае, если она заключала лицензионный договор на использование сценария для съёмок фильма.
  • Имущественные. Это право получать вознаграждение за своё творчество, исключительное право (позволяет запрещать/ограничивать использование сценария другим лицам) и др. Имущественные права сценарист может полностью или частично передать по договору.

Дело № 2-190/2023. Сценарист подала иск против Российской государственной цирковой компании с требованием прекратить использовать её сценарий и выплатить компенсацию за нарушение исключительного права. Как утверждала истица, ранее она направляла сценарий по почте в адрес ответчика. Но он не заключил с ней договор, а потом использовал работу при постановке циркового шоу Arriolas. Назначенная по делу экспертиза подтвердила самостоятельность и оригинальность произведения истицы. Суд удовлетворил иск.

Защитить авторские права на сценарий можно только в том случае, если он выражен в объективной форме. Например, написан на бумаге или существует в виде электронного документа. Согласно п. 5 статьи 1259 ГК РФ авторским правом не охраняются идеи. 

Пример. Вы придумали новый уникальный сюжет для мелодрамы. В течение 4 часов рассказывали о нём своему приятелю во всех красках и деталях. Впоследствии этот человек практически без изменений записал ваши идеи в вордовский файл, оформив в сценарий. По закону автором будет считаться он, а не вы.

Что может охраняться авторским правом вместе со сценарием

При создании сценария могут возникнуть и другие охраняемые объекты.

Синопсис, или сценарная заявка

Это краткий и “сухой” пересказ содержания сценария. Поскольку синопсис выражен в объективной форме (текст) и представляет собой результат творческих усилий автора, то тоже охраняется авторским правом.

Синопсис пишется для лиц, которые будут принимать решение о сотрудничестве со сценаристом. Студии регулярно получают сотни заявок от неизвестных авторов, желающих продать сценарий. У редакторов, продюсеров, агентов нет времени на изучение такого большого объёма материалов, поэтому, как правило, вначале они мельком читают синопсис. Далее, если сюжет понравился, просматривают сам сценарий и решают, связываться с автором или нет.

Персонаж из сценария

Согласно п. 81, 82 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10 от 23.04.2019 охрана персонажам предоставляется при соблюдении в совокупности двух условий:

  • Они узнаваемы как часть конкретного произведения, даже если использовать их отдельно от этого произведения.
  • Они представляют собой результаты творческого труда и выражены в объективной форме.

Например, Свинка Пеппа — узнаваемый персонаж, который вызывает у зрителей стойкую ассоциацию с одноименным мультсериалом. Поэтому она охраняется авторским правом. Но есть и другие сценарии, в которых присутствуют свинки. Их образы не запоминаются и, если скопировать и добавить таких персонажей в другие истории, то отсылки к оригинальному произведению не возникнет.

Дело № А26-1643/2020. АО “Сеть Телевизионных Станций” подало иск против ИП о взыскании компенсации в размере 100 000 рублей за нарушение исключительных прав на персонажей. Ответчик без разрешения правообладателя продавал в своей торговой точке наборы резиновых игрушек в виде героев из мультсериала “Три кота”. Суд признал спорных персонажей узнаваемыми и полностью удовлетворил иск.

Персонажи из сценариев могут охраняться не только авторским правом, но и как товарные знаки. Например, в России зарегистрированы следующие обозначения:

  • “Маша” № 505856, “Медведь” № 505857, а также “Маша и Медведь” № 388156;
  • “Лунтик” № 405509;
  • “Крош” № 321933 и др.

Персонажи мультфильмов, зарегистрированные как товарные знаки

Их правообладатели регулярно подают судебные иски к лицам, которые используют образы персонажей без разрешения на сувенирной продукции, игрушках, кондитерских изделиях и других товарах. Например, в 2023 году ООО “Смешарики” подало более 70 таких исков к уральским компаниям и ИП. 

Название или часть сценария

Правовая охрана таким объектам предоставляется при соблюдении тех же условий, что и для персонажа. Однако установить их творческий характер (особенно названия сценария) намного сложнее. Это зависит от мнения судей при рассмотрении конкретных споров. В большинстве случаев авторы/правообладатели получают отказы в удовлетворении исков.

АО подало иск против издательства с требованием прекратить нарушать авторские права — использовать название «Энциклопедия для детей и юношества» для новой серии книг. Ранее истец выпустил свои книги под похожим названием “Энциклопедия для детей”. Суд отказал в иске. Он отметил, что неоригинальность словосочетания «Энциклопедия для детей» очевидна, и истец не доказал обратное.

Дело № 5-КГ15-58. Судебная коллегия Верховного Суда РФ по гражданским делам указала, что название “Любить без условий, растить без усилий” общеупотребительная, не имеет признаков оригинальности и неповторимости. Следовательно, использование этой фразы в качестве части названия другого произведения не нарушает авторские права. При этом в своих выводах судебная коллегия опиралась на заключение лингвистической экспертизы.

Если в названии сценария нет творческой составляющей, а вы хотите его юридически защитить, то можете зарегистрировать товарный знак. Но и в таком случае вероятны сложности. Например, если название представляет собой общеупотребительную фразу и не обладает различительной способностью в отношении заявленных товаров (классов МКТУ), то Роспатент откажет по заявке.

В патентном бюро Ezybrand вы можете получить консультацию о перспективах регистрации названия вашего сценария в качестве товарного знака. При необходимости профессиональный неймер поможет вам доработать вариант до уникального и соответствующего всем юридическим требованиям.

Иногда другие лица без разрешения автора копируют не сценарий целиком, а наиболее удачные части: отдельные разделы/главы или их названия, диалоги между персонажами, сюжетные повороты. А в дальнейшем используют их для создания собственных сценариев или других производных произведений. На практике разграничить плагиат и заимствование идей сложно. Поскольку встаёт вопрос об оригинальности отдельных частей сценария, а это субъективное понятие. 

Так, если анализировать российские телесериалы в жанре мелодрамы, то части их сценариев во многом повторяются. Для констатации нарушения авторских прав важно установить заимствование именно формы выражения (практически дословное воспроизведение диалогов, копирование конкретных сцен), а не общую схожесть сюжетов. Суды в таких случаях часто назначают экспертизу.

Производные от сценария произведения

Если на основе сценария без разрешения сценариста создано новое произведение, например, снят кинофильм, то это использование считается незаконной переработкой. Важно, что на такое производное произведение его создатель не приобретает авторские права. 

Возможна и другая ситуация. Сценарист заключает лицензионный договор с киностудией, по которому разрешает последней использовать сценарий для съёмки фильма. Впоследствии третье лицо без разрешения размещает этот фильм на стороннем ресурсе. В таком случае оно нарушает как авторские права сценариста (как создателя первоначального произведения), так и исключительные права киностудии (как создателя производного произведения).

В некоторых ситуациях законодатель разрешает свободное использование объектов авторских прав без разрешения авторов/правообладателей и без выплаты вознаграждения. Так, статья 1274 ГК РФ допускает создание производных произведений в жанре пародии либо карикатуры. Однако использование будет признаваться легальным, только если сценарий правомерно обнародован, то есть автор уже сделал его доступным для широкой публики или передал другому лицу по договору. Если сценарист только разослал заявки студиям, и одна из них создала на основе сценария произведение-пародию, то такие действия будут признаваться нарушением.

Как защитить сценарий авторским правом

Авторское право возникает у сценариста в момент создания сценария. Оно действует не только в России, но и в других 180+ странах-участницах Бернской конвенции. Автор не обязан регистрировать своё произведение или соблюдать какие-либо другие формальности.

С одной стороны, такой подход удобен для творческих людей, с другой — повышает юридические риски. Если впоследствии происходит нарушение авторских прав, то сценарист должен доказывать в суде, что именно он является автором. На практике с этим возникают сложности, поскольку другая сторона спора утверждает обратное. Поэтому ниже мы рассмотрим, как оформить авторские права на сценарий и заранее подготовить доказательства авторства.

Депонирование 

Депонирование — это передача оригинального экземпляра произведения на хранение в независимую организацию. Стоит такая услуга недорого (тариф зависит от объёма произведения и сроков хранения), занимает минимум времени, поэтому к ней часто прибегают авторы книг и сценариев. Передать произведение можно как в бумажном, так и электронном формате без необходимости личного посещения.

После принятия сценария организация выдаёт свидетельство о депонировании. В документе указываются сведения об авторе, дата выдачи, название произведения. Суды по всему миру принимают свидетельство о депонировании как одно из важных подтверждений авторства и оценивают в совокупности с другими доказательствами. 

Если вы решите задепонировать сценарий, то можете обратиться к патентным поверенным Ezybrand. Вы поможем оформить нужные документы и получить свидетельство в сжатые сроки — за 1-2 рабочих дня. Наше бюро сотрудничает со старейшим и авторитетным в России авторским обществом РАО “Копирус”.

Обнародование и распространение сценария

Среди начинающих сценаристов распространено заблуждение, что лучший способ защитить сценарий — нигде его не размещать. А если и отправлять, то как можно меньшему количеству лиц. Однако сценарии не воруют, как продукты из магазина. Украсть и незаконно использовать чужую интеллектуальную собственность намного проще, для этого не нужен физический доступ к материальному носителю. Напротив, если произведение не известно никому, кроме сценариста и нарушителя, первому потом крайне сложно доказать своё авторство.

Что можно сделать сразу после написания сценария:

  • Разослать его разным студиям или другим потенциальным покупателям. Можно поставить в копию друзей или приятелей, которые в случае необходимости выступят свидетелями в суде и подтвердят ваше авторство.
  • Разместить сценарий или ссылки на него в социальных сетях и на других ресурсах. Важно, чтобы была зафиксирована дата публикации.

Отправка письма самому себе

Этот способ не самый эффективный, но может использоваться как дополнительный. Нужно распечатать сценарий, вложить в конверт и отправить самому себе заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Дополнительно можно отправить сценарий в электронном файле на свой email. 

Важно: когда письмо придёт, его нельзя вскрывать. Это потребуется только в случае возникновения судебного спора.

Обращение к нотариусу

Экземпляр сценария можно заверить у нотариуса. Сразу отметим: это дорогая услуга, оплачивать нужно не только заверение, но и последующее хранение произведения. Кроме того, не каждый нотариус соглашается её оказать, особенно, если сценарий большой по объёму.

Регистрация товарного знака

Напоминаем, что зарегистрировать в качестве товарного знака можно персонажа или название сценария. Это может быть отдельное слово, словосочетание, изображение и любой другой вид обозначения. 

При этом необязательно, чтобы заявленный персонаж или название были узнаваемыми при использовании вне контекста оригинального произведения. Поскольку у товарных знаков иное, чисто утилитарное назначение — индивидуализировать продукцию конкретной компании или предпринимателя, то есть сделать так, чтобы потребители не спутали её с продукцией другого лица.

При обращении в Роспатент необходимо представить заявление со сведениями о правообладателе, описание обозначения, классы МКТУ (в отношении каких товаров/услуг будет действовать правовая охрана), квитанции об уплате госпошлин за принятие заявки к рассмотрению и за экспертизу по существу.

Минимальная стоимость регистрации в 2025 году — 35 000 рублей. При этом потенциальная выгода от использования товарного знака намного выше: можно будет не только заключать лицензионные соглашения на использование ваших персонажей/названий и получать регулярное вознаграждение (роялти), но и взыскивать с нарушителей компенсацию. Патентные поверенные Ezybrand оказывают поддержку при подготовке документов, оплате госпошлин, подаче заявки и ведении делопроизводства в Роспатенте. В среднем получить свидетельство о регистрации товарного знака можно через 6-12 месяцев. 

Подача судебного иска

Это крайняя мера, которая потребуется, если авторские права на сценарий уже нарушены. Но вначале необходимо:

  • Собрать доказательства авторства, о которых мы писали выше.
  • Собрать доказательства нарушения. Например, сделать скриншоты, обратиться к нотариусу и составить протокол осмотра веб-сайта, на котором без разрешения разместили ваш сценарий или созданное на основе него произведение. Если другое лицо продаёт товары в виде персонажей из вашего сценария, нужно сделать у него покупку и сохранить чек. В зависимости от обстоятельств могут быть и другие доказательства.
  • Подготовить правовую аргументацию и составить досудебную претензию. Нужно чётко описать, чем подтверждается ваше авторство, в чём конкретно выразилось нарушение (со ссылками на доказательства), что вы требуете от нарушителя (прекратить незаконно использовать сценарий, выплатить вам компенсацию и т.д.).
  • Отправить досудебную претензию в адрес нарушителя.

Если в течение 30 дней вам ответят отказом или проигнорируют письмо, можно обращаться в суд. Исковое заявление составляется по той же структуре, что и досудебная претензия, но с более глубокой проработкой аргументации и параллельной подготовкой к возможным возражениям ответчика. 

Если вам нужна помощь в сборе доказательств, составлении досудебной претензии и иска, вы можете обратиться к патентным поверенным Ezybrand. Квалифицированная юридическая поддержка значительно увеличивает шансы на выигрыш в судебном споре. Расходы на услуги юристов суд взыскивает с проигравшей стороны.

Где и как продавать сценарии

Продать сценарий к фильму, телепередаче можно производственным компаниям (кино- и телестудиям) или независимым продюсерам. Сценарии к рекламным роликам покупают продуктовые компании, маркетинговые агентства, крупные блогеры. Сценарии к компьютерным и мобильным играм — IT-компании.

Как найти покупателя

Главная сложность заключается в том, чтобы выйти на лиц, принимающих решения о покупке сценария. Классическим способом считается рассылка писем на email или даже на физический адрес потенциальных покупателей. Но так высока вероятность, что заявка потеряется среди сотен и тысяч других. Например, сразу попадёт в папку “Спам”, или её просто проигнорируют. Это не означает, что классический способ не работает: просто из-за низкой конверсии его не стоит рассматривать как единственный.

Другие способы:

  • Принести сценарий лично в офис к потенциальному покупателю. Можно набраться смелости и попросить назначить встречу с продюсером. Но даже если последует отказ, при личной явке вы увеличите шанс на то, что ваш сценарий передадут в нужные руки.
  • Участвовать в кинофестивалях, конкурсах и других отраслевых мероприятиях. Даже если не занимать призовые места, само по себе участие уже ценно: есть возможность повысить свою узнаваемость, понять, какие тренды сейчас в индустрии, и скорректировать с учётом этого свою стратегию.
  • Установить связи с продюсерами, режиссёрами, агентами, актёрами и другими профессионалами из интересующей вас сферы. Сделать это можно на тех же конкурсах, конференциях или даже через соцсети. Например, если активно вести блог на профессиональную тему, разместить прошлые сценарии в портфолио и развивать личный бренд, то можно привлечь внимание нужных вам людей.

Есть ещё один вариант, который подойдёт авторам сценариев для произведений с короткометражным форматом. Это заказы, которые публикуют на биржах фриланса вроде Fl, Kwork, Weblancer. Наиболее востребовано создание сценариев для рекламных роликов. Хотя продать сценарий через выполнение заказа на бирже относительно просто (особенно, если сравнивать с классическим способом), хорошо заработать на этом вряд ли получится.

Как оформить сделку

Для продажи сценария подходят три вида соглашений.

Договор отчуждения (уступки) исключительного права

Он предполагает переход исключительного права в полном объёме от сценариста к покупателю. Это означает, что даже сам автор не сможет использовать сценарий без разрешения нового правообладателя. 

Существенные условия договора отчуждения:

  • Предмет. Исключительное право на какое произведение передаётся покупателю. Нужно указать название и подробно описать характеристики сценария: жанр, стиль, объём и др.
  • Цена. Какое вознаграждение получит автор сценария.

Лицензионный договор

Если предыдущий вариант наиболее выгоден для покупателя, то лицензионный договор — для сценариста. Этот тип соглашения предполагает передачу исключительных прав на сценарий в ограниченном объёме. 

Существенные условия лицензионного договора:

  • Предмет, то есть название и характеристики произведения, а также условия его использования. В частности, какими способами можно использовать сценарий (например, для съёмки фильма, изготовления и продажи сувенирной продукции и др.) и на какой территории. 
  • Срок действия договора.
  • Цена. Как правило, лицензионный договор включает в себя паушальный взнос, который выплачивается сразу после заключения сделки, и роялти — регулярные отчисления за использование произведения.

Договор авторского заказа

Этот тип соглашения подойдёт в том случае, если вы собираетесь не продать готовый сценарий, а выполнить заказ на написание сценария по техзаданию клиента. Такой подход часто практикуют в рекламной индустрии, где сценаристы работают в тесной связке с маркетологами.

Существенные условия договора авторского заказа:

  • Предмет. Название и характеристики сценария, который будет создан в процессе исполнения соглашения. Здесь требуется ещё более детальное описание, иначе впоследствии в суде условие о предмете могут признать несогласованным, а сам договор — незаключённым. Также в разделе о предмете необходимо указать, каким способом сценарий будет передан заказчику, например, на материальном носителе, путём отправки на email или загрузки в облачное хранилище.
  • Сроки исполнения. В течение какого времени (какого количества дней или до какой даты) автор обязан создать сценарий, а заказчик — проверить и оплатить результат.
  • Объём передаваемых заказчику исключительных прав на сценарий. Полностью или на условиях лицензии (исключительной или неисключительной). 
  • Цена. Если исключительное право отчуждается в пользу заказчика, то сценаристу выплачивается единоразовое вознаграждение. Если происходит продажа лицензии, то кроме этого заказчик выплачивает роялти в течение всего периода использования сценария.

Более подробно о форме и условиях договора авторского заказа мы писали в этой статье. Кроме того, в нашем патентном бюро можно заказать услугу оформления такого соглашения. Это полезно, если вы хотите выгодно продать сценарий, при этом снизить юридические риски к минимуму.

 

Написание сценариев — творческая и востребованная работа, которая способна приносить большой доход. Но это возможно только при условии, что сценарист заранее позаботился о юридическом оформлении и защите своих авторских прав. Такой подход позволяет заключать выгодные сделки с представителями медиа и digital индустрий, а в случае необходимости быстро привлекать нарушителей к ответственности и компенсировать упущенные финансовые возможности.

 

Часто задаваемые вопросы

Я написал сценарий для фильма. Как мне зарегистрировать авторские права?

Авторские права не нужно регистрировать, они возникают с момента создания произведения. Но лучше заранее подготовить доказательства того, что именно вы написали сценарий. Это может пригодиться в будущем, если ваши авторские права нарушат, и вы будете подавать судебный иск.

Способы фиксации авторства на сценарий описаны в статье. Один из самых эффективных — депонирование авторских прав.

Я раньше работала в культурном учреждении, писала для руководства сценарии. По ним ставили и до сих пор ставят спектакли, которые пользуются популярностью. Обладаю ли я авторскими правами на сценарии и могу ли рассчитывать на процент от выручки со спектаклей? Никаких отдельных договоров с учреждением на написание сценариев я не заключала, и моя должность вообще никак не была связана с творчеством. 

Вы точно обладаете личными неимущественными авторскими правами на написанные вами сценарии. Это означает, в частности, что бывший работодатель не вправе указать в качестве сценариста другое лицо или внести в работы изменения без вашего прямого разрешения.

С имущественными авторскими правами всё не так однозначно. Для начала необходимо выяснить, являлись ли написанные вами сценарии служебными произведениями. Вы указали, что ваша должность не была связана с творчеством. Нужно внимательно изучить трудовой договор и должностную инструкцию: если в ваши обязанности действительно не входило написание сценариев, то их с высокой вероятностью не признают служебными произведениями.

Это означает, что бывший работодатель должен был заключить с вами договор авторского заказа (или подряда/возмездного оказания услуг) и как одно из условий предусмотреть переход исключительного права на созданные сценарии к нему. Так как он этого не сделал, исключительное право осталось у вас как у автора. Следовательно, работодатель использует ваше произведение незаконно. 

В такой ситуации можно предложить организации заключить лицензионный договор. Тогда она получит возможность легально использовать ваши сценарии, но с условием выплаты вам роялти (например, в виде процента от выручки со спектаклей). Если бывший работодатель откажется, вы можете подать судебный иск, потребовать прекратить использовать сценарии и выплатить вам компенсацию в размере от 10 тысяч до 5 млн рублей.

Я создал сценарий, по которому потом сняли рекламный ролик. Распространяются ли мои авторские права на созданный ролик?

Ваши авторские права распространяются на сценарий. А авторскими правами на рекламный ролик обладает лицо, которое его создало, но при условии, что вы разрешили ему использовать ваш сценарий. Например, заключили лицензионный договор или просто письменно выразили согласие.

Если впоследствии кто-то третий начнёт использовать рекламный ролик без разрешения и без законных оснований (перечислены в статье 1274 ГК РФ), то предъявить претензии о нарушении авторских прав сможете и вы, как сценарист, и автор самого ролика.

Автор написал по нашему заказу сценарий для культурного мероприятия. Никаких письменных договоров мы с ним не заключали, поскольку изначальная версия работы нас не устраивала. Мы практически на 50% переписали сценарий своими силами. Какими правами будет обладать сценарист в отношении переписанного сценария? Что нам сделать, чтобы не получить в будущем претензии?

Согласно статье 1266 ГК РФ нельзя вносить в произведение сокращения, дополнения или другие изменения без разрешения автора. То, что вы на 50% переписали чужой сценарий, будет расцениваться судами как незаконная переработка. 

Кроме того, исключительное право на произведение по умолчанию принадлежит автору. Это означает, что он вправе запретить вам использовать его сценарий (как изначальную версию, так и переработанную), а если вы уже используете — взыскать компенсацию. 

Чтобы избежать претензий сценариста в будущем, можно выбрать один из следующих вариантов:

  1. Заключить договор авторского заказа. Этот вариант подойдёт, если финальный сценарий ещё не готов. В договоре нужно чётко указать, какое произведение должен создать автор (можно приложить подробное ТЗ), а также прописать условие о переходе к вам исключительных прав.
  2. Заключить договор отчуждения или лицензионный договор. Этот вариант подойдёт, если сценарий уже готов, и нужно только зафиксировать права. Договор отчуждения предполагает переход исключительного права в полном объёме (то есть даже сам сценарист не сможет использовать свой сценарий без вашего разрешения). При заключении лицензионного договора к вам перейдёт право использовать произведение с учётом ограничений по способам, территории, срокам и обязанностью выплачивать роялти в течение всего периода действия лицензии.

Если я хочу написать сценарий к видеоигре по мотивам понравившейся книги, должен ли я получать разрешение у автора этой книги?

Да. Если сделать это без разрешения, то ваш сценарий могут признать незаконной переработкой чужого произведения. Как следствие, у вас не возникнут авторские права в отношении сценария, и вы также рискуете получить судебный иск от автора книги.

Если же вы просто собираетесь заимствовать отдельные идеи из книги, то получать разрешение не нужно. Однако учитывайте, что грань между заимствованием идей и плагиатом очень тонкая. Интерпретация зависит от субъективного усмотрения судьи, который рассматривает спор.

Рассказываем про интеллектуальные права, кратко освещаем важные новости для бизнеса и делимся результатами своей работы.
👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Автор
Наталья Белоусова
Окончила юридический факультет Белорусского государственного университета по специальности «финансы и кредит». Автор статей по юриспруденции, бизнесу и IT, коммерческий редактор, маркетолог.
Редактор, юрист по охране и защите интеллектуальной собственности
Регина Баймурзина
Специалист в области интеллектуальных прав, редактор, контент-мейкер.
Специалист по авторским правам
Валентина Внучкова
Подготовка документов для авторских обществ, защита авторских прав в сети Интернет. Сопровождение авторов.
Патентный поверенный №2104
Бондарева Ольга
Специалист по регистрации товарных знаков, патентованию в области инженерии, приборостроения, медицины, фармацевтики, регистрации программ для ЭВМ.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт использует файлы cookie
Подробнее

Заказать бесплатную консультацию

Специалист подробно ответит на ваши вопросы, рассчитает стоимость и направит коммерческое предложение.


☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную консультацию

Обсудим вашу задачу?

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную проверку
по реестру товарных знаков

Пожалуйста, укажите наименование для проверки и контактные данные для получения результатов.

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.