Что такое сильные и слабые элементы товарного знака?
При разработке и регистрации своего бренда нужно проверить его уникальность по всем товарным знакам, которые уже зарегистрированы в России. Сделать это не так-то просто: их число постоянно растет, а Роспатент проверяет заявки с каждым годом все строже. Одной из самых сложных задач является анализ сходства до степени смешения, когда нужно проверить, насколько похожи разные товарные знаки.
По правилам Роспатента в первую очередь сравнивают сильные элементы товарных знаков, а слабые имеют второстепенную роль. Методику определения сильного элемента, о которой мы расскажем в этой статье, можно использовать для самостоятельной проверки уникальности бренда перед его регистрацией или для оценки сходства знаков при возникновении спорных ситуаций.
Сходство до степени смешения
По правилам Роспатента и Гражданскому кодексу к регистрации не допускаются те бренды, которые похожи на ранее зарегистрированные товарные знаки. Сходство устанавливается не по количеству совпадающих букв, а другим способом: если они ассоциируются в целом, несмотря на некоторые различия, то это расценивается как благоприятные условия для недобросовестной конкуренции.
Когда конкурент использует абсолютно такой же бренд, то это прямое нарушение прав. Но бывает еще и косвенное использование: имитация названия, принадлежащего другому производителю. Появляется вероятность того, что потребитель спутает товары из-за одинакового восприятия разных брендов (произойдет смешение товарных знаков). Это так называемая «паразитарная» конкуренция, когда у добросовестных производителей отбирают клиентуру и неправомерно пользуются их репутацией.
Поэтому в Роспатенте выработалась практика, когда заявки отклоняются даже при низкой степени смешения. Эта позиция поддерживается и судебными органами, когда нарушение уже произошло и владелец зарегистрированного знака обратился в суд. На практике часто бывает сложно определить, насколько похожи бренды, и эксперты Роспатента иногда тоже ошибочно пропускают похожие заявки.
Что такое слабые и сильные элементы знака
Многие товарные знаки состоят из нескольких элементов: это могут быть слова или графические элементы. В регламентах Роспатента указано, что в первую очередь должны различаться сильные элементы, тогда похожий товарный знак зарегистрировать можно.
Сильным элементом в знаке считается тот, которому присуща оригинальность и нестандартность. Он несет в себе главные черты, которые позволяют отличить его от похожих товарных знаков. А слабые элементы только дополняют и усиливают его. Они систематически могут повторяться и в других товарных знаках. Это могут быть буквосочетания (аббревиатуры), неохраняемые элементы, цифры, символы.
Например, в товарном знаке «МТС Афиша» сильный элемент – это слово «афиша», а слабый – «МТС», несмотря на то, что это сокращенное название самой компании-правообладателя.
Сложнее сравнивать знаки, которые состоят из нескольких слов, не связанных между собой по смыслу и орфографическим формам. Например, в товарном знаке «Звезда Победы» слова взаимосвязаны, а в названии «Море Звезда» – нет. Оба слова во втором знаке будут считаться сильными, поэтому если для этого вида товаров уже есть товарные знаки «Море» или «Звезда», то экспертиза отклонит заявку. Об особенностях проверки составных названий мы подробно рассказывали в статье «Методика Роспатента по оценке сходства словесных товарных знаков».
С другой стороны, решение о том, регистрировать знак или нет, отчасти зависит от субъективной оценки эксперта. Например, названия «Страна Экспресс» и просто «Страна» специалисты патентного ведомства посчитали непохожими, так как словосочетание «Страна Экспресс» должно рассматриваться без выделения отдельных частей. Слово «Экспресс», по их мнению, воспринимается как название выдуманной страны. Поэтому оба этих знака зарегистрированы для одних и тех же товаров.
Как определить сильный элемент
Когда вы сравниваете свой бренд с другими товарными знаками, проверку нужно делать именно по сильным элементам.
Есть несколько способов понять, какое слово считается сильным:
- На него падает логическое ударение. Обычно человек выделяет самое важное по смыслу слово голосом, повышением тона. Просто прочитайте свое название для бизнеса вслух, чтобы понять, на какое слово падает логическое ударение.
- Сильный элемент – это главное слово в словосочетании, а слабый – зависимое. Если в знаке есть несколько существительных и сложно уловить связь между ними, то попробуйте составить предложение с этим словосочетанием. То слово, с которым согласуется сказуемое (глагол) и есть сильный элемент.
- Сильный элемент изменяет свою форму при склонении названия, а слабый – нет. Например: «Я прочитал (где?) в МТС Афише …».
- Другой способ: попробуйте представить, как потребитель будет произносить ваш бренд в упрощенном варианте. Например, вы решили назвать магазин для продажи детской одежды «Наши Ляляши». В обыденной речи это название может трансформироваться: «Где ты купила это платье? – В «Ляляшах»». То слово, которое осталось, и будет сильным элементом.
После того, как сильный элемент товарного знака определен, для оценки уровня смешения поставьте себя на место покупателя. Могли бы вы по ошибке купить товар, который будет выпускаться под вашим брендом?
Если ответ – да, то сходство до степени смешения есть. В этом случае Роспатент с большой долей вероятности откажет в регистрации. А правообладатель похожего товарного знака может предъявить вам претензию из-за нарушения исключительных прав. По закону он вправе требовать выплаты компенсации от 10 тысяч рублей до 5 млн. рублей. Владелец такого знака может подать иск в суд или обратиться в Федеральную антимонопольную службу с жалобой.
Если вы затрудняетесь в определении уникальности своего товарного знака, обратитесь к патентным поверенным Ezybrand. У нас накоплен большой опыт по экспертизе брендов. Если обнаружится, что ваше название слишком похоже на товарные знаки других производителей, то мы поможем вам доработать его и успешно пройти регистрацию в Роспатенте.
👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!