Неохраняемые элементы товарного знака
Товарный знак служит для индивидуализации товаров и услуг. Потребители должны четко связывать его именно с данным производителем, то есть знак должен обладать различительной способностью. Государство, со своей стороны, является гарантом того, что правообладатель получает исключительное право на использование зарегистрированного знака. Но для некоторых элементов такое исключительное право не может быть предоставлено, иначе это приведет к ущемлению интересов других производителей. Они являются неохраняемыми, то есть не подлежат правовой охране. О том, какие элементы относятся к неохраняемым и как их правильно указывать в заявке, рассказано в нашей статье.
Для регистрации товарного знака ВАЖНО придумать уникальное название. Узнать, не зарегистрировано ли ваше название на сегодняшний день можно отправив сообщение в WhatsApp или Telegram, либо оставить заявку на этой странице. Это бесплатно!
Что такое неохраняемые элементы?
Термин «неохраняемые элементы» присутствует в статье 1483 Гражданского кодекса, в которой перечислены основные причины для отказа в регистрации товарных знаков. Существует целый ряд слов, символов и изображений, которые ослабляют различительную функцию товарного знака. Если использовать их в обозначении, то «Роспатент» не зарегистрирует его.
Некоторые из них все-таки могут присутствовать в товарном знаке при соблюдении нескольких условий:
- эти элементы не являются единственными, имеются еще другие компоненты, которые обладают различительной способностью – знак благодаря им становится оригинальным;
- эти элементы не занимают главенствующее (доминирующее) положение в знаке;
- в заявке они перечислены как неохраняемые в специальной графе на втором листе бланка.
При несоблюдении этих требований заявка на товарный знак получает отказ в регистрации.
Что относится к таким элементам?
К неохраняемым относятся несколько видов элементов:
- не обладающие различительной способностью;
- названия видов товаров, вошедшие во всеобщее употребление;
- общепринятые термины и символы;
- слова и изображения, характеризующие сам товар (или услугу).
Различительный характер знака
Неохраняемыми элементами, ухудшающими различительную функцию товарного знака, являются:
- отдельные буквы, цифры и их сочетания, выполненные в традиционном графическом исполнении;
- простые геометрические фигуры и линии, не образующие оригинальную композицию;
- реалистичные изображения товара;
- цвет как таковой;
- изображения объемного товарного знака, которые характеризуют форму самого товара или упаковки, обусловленную только ее утилитарностью.
Примеры таких неохраняемых элементов приведены в таблице ниже.
Товарный знак | Неохраняемые элементы |
---|---|
Цифры «911», а также слова «Лошадиное масло» и «шампунь», т.к. они указывают на назначение товара (моющие средства для животных) | |
Буквы и символ амперсанда «L&T» | |
Натуралистическое изображение кондитерского изделия | |
Форма упаковки, натуралистическое изображение пельменей |
Примечания:
- Если буквы, цифры, их сочетания или изображения товара выполнены в фантазийном или стилизованном варианте, то эти элементы могут стать охраняемыми.
- Если простые элементы образуют оригинальную композицию, то ограничение также снимается.
- Пример: – в товарном знаке используется комбинация треугольников и словесное обозначение.
Приобретение различительной способности
В некоторых случаях вышеперечисленные элементы могут приобрести различительную способность ввиду их широкого использования на рынке товаров и услуг. У потребителей такой товарный знак начинает ассоциироваться с конкретным производителем. Так, например, произошло с брендом «KFC», принадлежащему американской компании по производству популярного фастфуда. Тогда регистрация в «Роспатенте» может быть проведена успешно.
Для того, чтобы обосновать приобретенную различительную способность, заявитель должен предоставить в патентное ведомство документальные доказательства:
- данные социологических исследований, проведенные независимыми организациями;
- накладные, документы, подтверждающие продажу товара оптом или в крупных торговых точках (большой объем продаж);
- договоры для предоставление рекламных услуг для продвижения бренда;
- сведения о публикациях и об экспонировании на выставках.
Другим ярким примером может служить приобретение различительной способности для цветовых товарных знаков. Так, например, зеленый цвет зарегистрирован для ПАО «Сбербанк», синий – для ПАО «Газпром», а красный для ПАО «МТС».
Бренды, ставшие нарицательными
Некоторые торговые марки со временем потеряли различительную способность и превратились в нарицательное название вида товара. Поэтому правовая охрана им не может быть предоставлена.
Например, к таким терминам относятся:
- «акваланг» – изобретение и торговая марка, зарегистрированная немецкой фармацевтической компанией Bayer в середине XX века;
- «вазелин» – бренд, зарегистрированный американским химиком Р. Чесброу в 1872 г.;
- «джакузи» – фирменное наименование американской компании и название торговой марки, появившихся в 1915 г. и другие.
Неохраняемыми являются и прямые указания на другие виды товаров, например, «молоко» для молочной продукции.
Общепринятые обозначения
К общепринятым элементам товарного знака, не подлежащим правовой охране, относятся:
- полные или сокращенные наименования организаций, отраслей;
- тип организационно-правовой формы предприятия;
- изображения, которые символизируют отрасли промышленности;
- условные технические обозначения и символы;
- валютные знаки;
- специальные термины, которые так или иначе связаны с производством данного вида товаров.
Примеры таких неохраняемых элементов приведены в таблице ниже.
Товарный знак | Неохраняемые элементы |
---|---|
«Паровая фабрика» | |
Слова «похоронная служба» и изображение креста | |
Слова «Сеть многопрофильных медицинских клиник», «Network of multidisciplinary medical clinic», изображение креста (общепринятый символ в медицине) | |
Знак «α» и слово «Альфа», так как это общепринятый математический символ; форма бутылки также неохраняемая |
Примечание. Если специальные термины не имеют отношения к товарам/услугам, для которых регистрируется товарный знак, то они могут получить правовую охрану.
Пример:
– термин «трилобит» относится к биологии, а товарный знак регистрируется для припоев и сварочных аппаратов.
Характеристики товара или услуги
Неохраняемыми элементами являются также любые слова, указывающие прямо или косвенно на сам товар/ услугу или их характеристики:
- качество;
- вес, объем и другие количественные параметры;
- время, место и технологию изготовления;
- материал, сырье, из которого изготовлен товар;
- цена или категория покупателей.
Примеры таких элементов приведены в таблице ниже.
Товарный знак | Неохраняемые элементы |
---|---|
Слова «всегда свежее мясо» | |
Все слова, буквы и цифры | |
Слова «CACAO BOUTIQUE, КАКАО БУТИК» для знака, регистрируемого в 43 классе МКТУ (кафе, приготовление блюд) | |
Слова «ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ», так как товарный знак регистрируется для 25 класса МКТУ (головные уборы) |
Доминирующее и не доминирующее положение
Неохраняемые элементы в товарном знаке не должны занимать доминирующее положение. Например, в приведенном ниже примере слова «икорная компания», «качество и надежность» выполнены более мелким шрифтом и расположены не в центре композиции. Внимание потребителя в первую очередь привлекают стилизованные изображения рыб и короны, а также слово «Притяжение», которое для данного вида товаров является фантазийным. Поэтому неохраняемые элементы здесь не преобладают над остальными.
Доминирование определяется не только по размеру неохраняемых элементов, но и с учетом других факторов:
- Сочетания цветов. Если такой элемент меньше по размеру, но выполнен в более ярком, контрастном цвете, то он привлекает внимание и потому «доминирует».
- Расположение в общей композиции.
- Оригинальность шрифта.
Неправильное определение охраняемых и неохраняемых элементов в товарном знаке может привести к отказу в его регистрации. Экспертиза обозначений в «Роспатенте» проводится по специальной методике, которая подразумевает наличие определенных знаний и навыков в области патентного права. Именно поэтому проверку бренда лучше всего сделать с помощью патентных поверенных – юристов, профессионально занимающихся регистрацией товарных знаков и патентов. Специалисты Ezybrand проводят комплексную проверку брендов перед подачей заявки, что позволяет снизить риск ее отклонения до минимума и получить государственное свидетельство с первого раза.
👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!