Товарные знаки

Как зарегистрировать бренд обуви в России

По статистическим данным, полученным из ГИС МТ «Честный знак», в России работает почти 5 тысяч производителей обуви, а розничных торговых точек зарегистрировано более 400 тысяч по всей стране. Конкуренция между производителями высокая. Регистрация своего бренда обуви в качестве товарного знака позволяет надежно защитить бизнес от копирования, контрафакта и недобросовестной конкуренции, а также привлечь покупателей к своей продукции. В этой статье мы на примерах покажем, как зарегистрировать свою марку обуви и какие преимущества это дает.

Бренд и товарный знак – это одно и то же?

Строго говоря, в российских законах используется только один термин – товарный знак. Мы можем применять в речи другие синонимы: бренд, торговая марка, логотип, но юридическую силу имеет только товарный знак. В регламентах «Роспатента» используется еще одно понятие – «обозначение», которое является собирательным и подразумевает товарные знаки нескольких видов:

  • словесный, состоящий из букв, цифр, символов;
  • изобразительный, или логотип, включающий картинку;
  • комбинированный – сочетание первых двух вариантов;
  • объемный;
  • звуковой, световой … и даже обонятельный.

Законом не ограничивается этот перечень.

Однако есть одно важное условие: обозначение становится товарным знаком только после того, как оно прошло экспертизу в ФГБУ «ФИПС» («Роспатент») и внесено в государственный реестр.

Что можно зарегистрировать в качестве обувного бренда?

Как уже было сказано выше, товарным знаком могут быть разнообразные виды обозначений. Примеры таких регистраций в 2022 году приведены ниже.

Товарный знакОписание
«Личный бренд» по имени владельца или основателя бизнеса. Свидетельство № 875201
Комбинированный товарный знак. Свидетельство № 875153
Изобразительный товарный знак, или логотип. Свидетельство № 873119
Слоганы, девизы, лозунги могут регистрироваться как отдельно, так и в составе комбинированных товарных знаков. Свидетельство № 872746.

Что дает регистрация товарного знака?

Зарегистрированный товарный знак дает сразу несколько преимуществ своему владельцу:

  • Запрет на использование вашего бренда для других лиц. Закон теперь полностью на вашей стороне. Если обнаружится контрафакт, то вы сможете взыскать денежную компенсацию в свою пользу.
  • Возможность выхода на рынок маркетплейсов. Практически все из них требуют как минимум форму №940 – бланк, который выдается «Роспатентом» при поступлении вашей заявки.
  • Выдача франшиз и заключение лицензионных договоров, разрешающих другим предпринимателям использование вашего бренда. За это вы будете получать вознаграждение в виде регулярных отчислений (роялти) или однократной выплаты, на ваше усмотрение.
  • Отсутствие ограничений для оформления вывески. Так, надпись на иностранном языке разрешена только в том случае, если она зарегистрирована в качестве товарного знака. Подробнее об этом можно узнать здесь.

Пример судебного дела. В 2019 г. Саратовская таможенная служба задержала грузовой автомобиль, который перевозил детскую обувь под маркой «Котофей» из Казахстана в Москву.

Товарный знак «Котофей» по свидетельству №236225 зарегистрирован на имя российской обувной компании «Егорьевск-обувь». Она не давала разрешение на производство этого товара и на его ввоз в Россию.

Зафиксирован незаконный контрафакт и нарушение прав на товарный знак. Вся партия обуви уничтожена, а с казахстанского отправителя взыскан штраф 50 000 рублей в государственный бюджет (дело № А57-19467/2019).

Размер денежной компенсации в пользу правообладателя может составлять от 10 тысяч до 5 млн. рублей. Если же истец выбрал другой вариант расчета компенсации – по двукратной стоимости контрафакта, то эта сумма может быть гораздо больше. От правообладателя не требуется доказывать фактически понесенный ущерб, достаточно лишь зафиксировать факт незаконного использования бренда.

Что нужно учесть перед регистрацией

Перед тем, как регистрировать свой бренд обуви, необходимо учесть следующие факторы:

  • Товарные знаки сейчас можно оформлять только на организации (на юридических лиц) или на индивидуальных предпринимателей. Но Правительством РФ предложен новый законопроект, по которому такая возможность будет предоставлена и физическим лицам. Ожидается, что этот закон вступит в силу в 2023 году.
  • Все товарные знаки регистрируются для определенных классов товаров и услуг по международному классификатору. Всего их насчитывается 45. Обувь и одежда объединены в один класс – 25-й, но есть исключения. Чем больше классов вы укажете в заявке, тем больше размер госпошлин за экспертизу и тем выше риск отказа в регистрации. С другой стороны, это позволит более надежно защитить ваш бренд от недобросовестной конкуренции.
  • Свидетельство на товарный знак выдается на 10 лет. Ежегодные пошлины уплачивать не надо (как это требуется для патентов на изобретения). Если вы решите продлить срок действия свидетельства еще на 10 лет, то нужно уплатить государственную пошлину. Минимальная сумма – 14 000 рублей за 1 класс товаров/услуг для заявки в электронной форме.
  • Если товарный знак не используется в течение 3 лет подряд, то заинтересованное лицо может аннулировать его правовую охрану в судебном порядке. Но бренд можно «спасти» – передать права на его использование по лицензионному договору другому лицу, которому вы доверяете.

Пошаговая инструкция по регистрации товарного знака

Для регистрации бренда обуви в качестве товарного знака нужно сделать 3 шага:

  1. Проверить товарный знак на уникальность. В настоящий момент в 25 классе (обувь и одежда) насчитывается более 32 тысяч действующих товарных знаков. Если экспертиза «Роспатента» найдет хотя бы один похожий бренд, который зарегистрирован другим предпринимателем, то заявка будет отклонена. Сходство определяется по специальной методике – достаточно только частичного совпадения по звучанию, смыслу или оформлению, чтобы получить отказ.
  2. Оформить заявку и оплатить пошлины.
  3. Направить заявку в ФГБУ «ФИПС» – Федеральный институт промышленной собственности, который является одним из подразделений «Роспатента». Это единственное учреждение в России, которое регистрирует товарные знаки и патенты. Лучше всего заявку подавать в электронном виде, так как это позволяет получить льготу 30% на уплату государственных пошлин.

Ваша заявка будет зарегистрирована в «Роспатенте», а вам выдадут форму №940, которую можно сразу использовать для подтверждения прав на бренд на маркетплейсе «Вайлдберриз».

Как проверить товарный знак?

Проверить товарный знак на уникальность онлайн можно в патентном бюро Ezybrand. Мы предлагаем эту услугу в 2 форматах:

  • Экспресс-поиск по официальным базам «Роспатента». Он проводится бесплатно и позволяет оценить возможность регистрации в принципе.
  • Полная проверка товарного знака по всем требованиям законодательства. Глубокая проверка бренда позволяет снизить риск отказа до минимума. Нужно учитывать, что при отказе невозможно внести существенные изменения в заявку, вернуть уплаченные пошлины. Вам придется заново оформлять документы и проходить процедуру регистрации сначала.

Что нужно для оформления заявки?

В заявке на регистрацию обувного бренда нужно указать следующие данные:

  • общие сведения о юридическом лице или ИП: полное название, платежные идентификаторы (по ним будет производиться проверка уплаты госпошлин);
  • контактные данные для направления уведомлений, запросов и другой корреспонденции;
  • приоритет товарного знака – преимущество по дате подачи заявки;
  • классы и названия товаров/услуг по международному классификатору;
  • изображение самого бренда и его описание.

К заявке прикладываются:

  • копия платежного документа, подтверждающего оплату госпошлин;
  • согласие на обработку персональных данных;
  • доверенность на имя представителя и другие документы.

Оформить и подать заявку в «Роспатент» для регистрации товарного знака можно самостоятельно или с помощью патентных поверенных.

Экспертиза заявки на товарный знак

Дальше заявка проходит несколько этапов делопроизводства в патентном ведомстве:

  1. Формальная экспертиза – проверка правильности заполнения документов и их комплектности.
  2. Экспертиза по существу – специалисты «Роспатента» проверяют уникальность товарного знака по официальным базам данных, его различительную способность и другие требования статьи 1483 ГК РФ. С полным перечнем причин для отказа в регистрации можно ознакомиться здесь.
  3. При положительном решении экспертизы вам будет отправлено информационное письмо. Если эксперт обнаружит несоответствие, то вы также получите уведомление. Аргументированный ответ нужно направить в сроки, указанные в уведомлении. Если не сделать это вовремя, то экспертиза прекращается, а ваш бренд сможет зарегистрировать на себя любое другое лицо. Заказать оформление ответа на уведомление или на дополнительный запрос можно в нашем патентном бюро Ezybrand.
  4. После прохождения экспертизы товарный знак вносится в государственный реестр, сведения о нем публикуются в официальном бюллетене.
  5. Заявителю или его представителю направляется государственное свидетельство, подтверждающее права на бренд.

Узнать подробнее о регистрации товарного знака в «Роспатенте».

Сколько стоит регистрация?

Расходы на государственные пошлины зависят от количества классов товаров и услуг, для которых вы хотите зарегистрировать бренд.

Минимальные затраты на госпошлины при подаче заявки в электронной форме – 23 100 рублей.

Оплату можно производить частями: сначала за подачу заявки и экспертизу, а затем за регистрацию товарного знака в государственном реестре.

Рассчитать стоимость регистрации товарного знака можно на нашем сайте с помощью бесплатного онлайн-калькулятора.

А нужен ли товарный знак?

Работать и продавать продукцию можно и без товарного знака. Но это несет в себе определенные риски:

  • Конкурент может выпускать контрафактную продукцию под вашим брендом. Это не только снизит ваши продажи и прибыль, но и испортит репутацию бренда, если контрафакт выпускается низкокачественный.
  • Другое лицо может зарегистрировать на себя похожее доменное имя. «Отобрать» его можно только в том случае, если у вас есть свидетельство на товарный знак.
  • Вы можете неумышленно нарушать права другого предпринимателя или компании, если они зарегистрируют похожий товарный знак на себя. А это уже грозит выплатой компенсации правообладателю и уголовной ответственностью. Чтобы избежать этого, потребуется постоянный мониторинг новых заявок в «Роспатенте».

Проверить товарный знак, оформить и направить заявку в «Роспатент» можно через патентных поверенных бюро Ezybrand. Патентный поверенный – это специалист в области интеллектуальной собственности и товарных знаков, который прошел государственную аттестацию и имеет право представлять интересы клиента в «Роспатенте». Вы можете заказать регистрацию товарного знака «под ключ», с полным юридическим сопровождением, или воспользоваться эконом-вариантом – с минимальным участием наших специалистов.

Рассказываем про интеллектуальные права, кратко освещаем важные новости для бизнеса и делимся результатами своей работы. 👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Автор
Регина Баймурзина
Специалист в области интеллектуальных прав, редактор, контент-мейкер.
Патентный поверенный №2104
Бондарева Ольга
Специалист по регистрации товарных знаков, патентованию в области инженерии, приборостроения, медицины, фармацевтики, регистрации программ для ЭВМ.
Юлия Ахрамеева
Специалист по маркетингу и PR. Защита бренда на маркетплейсах.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем файлы cookie из вашего браузера, чтобы улучшить отображение и работу сайта.
Подробнее

Заказать бесплатную консультацию

Специалист подробно ответит на ваши вопросы, рассчитает стоимость и направит коммерческое предложение.


☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную консультацию

Остались вопросы?

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную проверку
по реестру товарных знаков

Пожалуйста, укажите наименование для проверки и контактные данные для получения результатов.

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.