Споры Товарные знаки
Как назвать проект

Название для проекта

Если название привлекает внимание, хорошо запоминается, то оно работает на узнаваемость проекта и лояльность его целевой аудитории. Поэтому процессу разработки названия, то есть неймингу, уделяют большое внимание. Какое оно: удачное название для проекта? Почему важно, чтобы оно было уникальным? И как придумать оригинальное имя? Обо всем этом поговорим в этой статье.

Как придумать название проекта

Понятие «проект» – широкое. Это может быть стартап новой системы заказа билетов, открытие зоомагазина, организация массового ежегодного коммерческого велопробега или акции помощи. Но для любого проекта важно имя. И придумать его необходимо задолго до встречи продукта или услуги с аудиторией.

Подходы к неймингу: практические советы

Общеприменимого алгоритма для разработки названия не существует. Чаще всего пользуются методикой так называемого «мозгового штурма», когда создают карту ассоциаций из существительных, прилагательных и глаголов. Часть их отсеивают. Чтобы из оставшегося массива слов создать подходящее название, пользуются разными подходами.

Имя проекта может быть придумано по-разному:

  • Фраза или слово, которое ассоциируются с тематикой проекта, отражает его концепцию. Это описательные названия: «Газпром», «Северсталь», «Лыжня России», «Кросс Нации», «Спорт – норма жизни», «Футбольные мамы», «Фабрика звезд», «Работа России», «Telegram».
  • Указание на преимущество, особенность, ценности проекта: «ЭкоДрайв», «Юнармия», «Бессмертный полк», «Ночь в музее», «Библионочь».
  • Простое слово без привязки к тематике проекта: «Apple», «Ласточка» (скоростной поезд и конфеты), «Самокат».
  • Игра слов или изменение слова: «Практика ИскусствовИдения», «Жар-пицца».
  • Синтез нескольких слов: «Открытые пространства» (организованные места для общения и самореализации подростков и молодежи).
  • Аллитерация (сочетание похожих по звучанию слов): «BrookeBond», «Coca-cola», «Дочки-Сыночки».
  • Неологизм (придуманное, несуществующее слово): «Kodak», «ВкусВилл» (от русского «вкус» и английского village – «деревня»).
  • Аббревиатура: «IKEA» (от имени, фамилии основателя и места, где он родился); «M&M’s» (от фамилий двоих основателей компании).
  • Рифма: «Пицца-синица», «7-Eleven», «Крошка-картошка».
  • Слова и числа: «1000 шагов к жизни».
  • С включением названия цвета: «Черный жемчуг».
  • С именем, фамилией, ником, псевдонимом автора, участника проекта: «Квартирник у Маргулиса», «Skuratov Coffee», «Sokolov».
  • Словопроизводное от имени, фамилии: «Тинькофф».
  • Англицизм или его элемент: «Арт-спасатель», «IT-куб», Robo-муравей», «Skillbox» (в переводе с английского – «коробка навыков»).

При выборе названия для проекта нужно учесть, что в некоторых регионах России местные власти запрещают вывески на иностранных языках. Такая норма действует в Краснодаре, Саратове, Смоленске, Ярославле. Латиница на рекламной конструкции без перевода допустима только в том случае, если название зарегистрировано в Роспатенте как товарный знак.

Чтобы назвать свой проект, предприниматели и организации иногда прибегают к помощи онлайн-генераторов. У такого метода есть существенный изъян. Работа генераторов строится на основе алгоритмов, обрабатывающих ограниченный набор слов или графических элементов. Результат может быть не оригинален и нарушать чужие права. Прибегнуть к онлайн-сервисам и искусственному интеллекту можно на первом этапе: для вдохновения или подбора вариантов словосочетаний для более глубокой проработки.

Мы создаем для наших клиентов уникальные названия и логотипы для проектов. Они соответствуют концепции бизнеса и успешно проходят регистрацию в Роспатенте. Подробнее об услуге: здесь.

Критерии успешного названия проекта

После того как выбран один или несколько вариантов названия, стоит оценить его на соответствие следующим критериям:

  • уместность для целевой аудитории (название «Суши от Танюши» не подойдет для ресторана премиум-класса).
  • лаконичность;
  • запоминаемость;
  • легкость произношения и написания;
  • адаптируемость под латиницу (или кириллицу);
  • благозвучность;
  • отсутствие неуместного контекста, двойного смысла;
  • соблюдение законодательства и чужих прав.

На последнем пункте остановимся подробнее.

Правовая сторона вопроса

Нужно выбрать такое название проекта, которое не нарушит чужие права и законодательство. Иначе предусмотрена административная, гражданско-правовая, уголовная ответственность.

Нельзя использовать в названии проекта слово «федеральный» и подобные, имена известных личностей, названия культурных объектов, нецензурную или жаргонную лексику. Имя проекта не должно вводить в заблуждение о месте производства продукции и по другим характеристикам. Чтобы не нарушить закон о рекламе, нужно избегать слов «первый», «самый» и подобные, если нет документальных доказательств, что ваш проект действительно первый в России. Иначе последуют штрафы по статье 14.3 КоАП РФ.

Нарушение авторских прав и прав на товарные знаки

В качестве имени для проекта, особенно, если он коммерческий, нельзя использовать чужие зарегистрированные товарные знаки и названия известных авторских произведений, персонажей. Иначе придется нести ответственность перед правообладателями. В обоих случаях предусмотрена ответственность по статье 1515 ГК РФ и по статье 1301 ГК РФ.

Авторские права защищают интеллектуальную собственность автора, в том числе и названия. Они возникают в момент создания произведения, действуют в течение всей жизни автора и еще 70 лет после его смерти. Поэтому, если назвать кафе именем персонажа известного литературного произведения или художественного фильма, то могут возникнуть юридические проблемы. Подробнее об авторских правах и об их законодательной охране, можно узнать в статье нашего блога.

Помимо авторских, существуют права на средства индивидуализации. Нельзя использовать чужое название для проекта, которое зарегистрировано в Роспатенте, как товарный знак, когда совпадает класс МКТУ (вид товаров, услуг, сфера деятельности). Если правообладатель решит отстаивать свои интересы в суде, то придется нести ответственность и платить штрафы, которые могут достигать пяти миллионов рублей.

Чтобы избежать таких проблем, нужно проверять созданные названия проектов на совпадение с чужими товарными знаками с учетом Международной классификации товаров и услуг. Не должно быть графического, смыслового, фонетического совпадения. Причем как полного, так и частичного («сходство до степени смешения»).

Примеры судебных дел

Акционерное общество обратилось в Арбитражный суд с иском к ООО. Предметом спора стало обозначение «КИНО MAX», сходное до степени смешения с товарным знаком АО «КИНОМАКС» (№219399)

Истец хотел взыскать с ответчика компенсацию в размере 5 млн. рублей. Исковые требования акционерного общества суд удовлетворил. ООО обязали прекратить использование названия и выплатить компенсацию в размере 5 млн. рублей, а также возместить судебные расходы — порядка 300 тысяч рублей (дело № А63-14278/2016).

Не только оригинальные, но и обычные слова бывают зарегистрированными товарными знаками. Во многих городах России реализован проект стел с изображением сердца, словом «Я» и названием населенного пункта. Сейчас Роспатент критично относится к подобным заявкам, однако некоторые такие названия уже были зарегистрированы в прошлом.

Пример для названия проекта: я люблю СПб
Товарный знак №752524

Другой пример. Предприниматель, владелец кафе с простым названием «По пути», стал ответчиком в деле по нарушению прав на товарный знак. Истцом выступил правообладатель товарного знака «А кафе всегда по пути» (регистрация №628151). Названия совпадают частично. Но суд встал на сторону истца и признал нарушение прав по статье 1515 ГК РФ. С ответчика взыскали 1,5 млн. рублей (дело № А75-25632/2023).

Также регистрируют в качестве товарных знаков названия концертов и общественных мероприятий. «Рождество с Григорием Лепсом» — зарегистрированный товарный знак №656999. Его правообладателем является сам артист.

ПАО «Газпром» подал в Роспатент заявку (№2022753070) на регистрацию товарного знака «профессионалы 4.0». Речь идет об платформе компании для реализации бизнес-проектов и поиска специалистов.

Как выбрать название для проекта: товарный знак для концерта Григория Лепса и заявка Газпрома
Примеры названий проектов: концерт Григория Лепса и заявка Газпрома

Символика (в структуру которой входят и названия) могут защищать даже отдельные законы. Олимпийские игры в Сочи стали масштабным для Российской Федерации проектом. Был принят специальный закон, регулирующий вопросы их организации и проведения: №310-ФЗ. Согласно пункту 2 статьи 7 этого закона олимпийская символика принадлежит Международному олимпийскому комитету или уполномоченным организациям. Использование символики допустимо только при заключении соответствующего договора с комитетом. Название «СОЧИ 2014» было зарегистрировано как товарный знак №353760 для разных товаров и услуг. Правообладатель этого товарного знака — автономная некоммерческая организация (оргкомитет по подготовке и проведению игр).

Название проекта как товарный знак: Сочи 2014
Сочи 2014 — товарный знак №353760 для названия проекта

До, во время и после проведения игр было много судебных споров, в результате которых предпринимателей наказали за использование олимпийской символики без договора. Первое уголовное дело по этому поводу возбудили в отношении предпринимательницы из Сочи еще в 2009 году (по статье 189 УК РФ). У нее изъяли футболки с надписью «Сочи-2014».

Патентные поверенные Ezybrand проверяют названия и логотипы по официальным реестрам Роспатента. Мы гарантируем, что имена проектов наших клиентов не нарушат чужие права. После проверки мы помогаем получить свидетельство о государственной регистрации в Роспатенте.

Примеры интересных названий для проектов
Интересные названия проектов, зарегистрированные в патентном бюро Ezybrand

Примеры интересных названий для проектов, зарегистрированных патентным бюро Ezybrand:

  • Алюнит – бренд для производителя лакокрасочных материалов;
  • KenKoBaal – бренд по обучению практикам рейки;
  • NISKEM – бренд одежды и обуви.
  • Stonematika – бренд для бизнеса по обработке камня.

Часто задаваемые вопросы

У нас есть идеи и пожелания относительно будущего наименования, будут ли они приняты во внимание при разработке названия в вашем бюро?

Да, мы обсуждаем с заказчиком его видение и пожелания при создании бренда, логотипа. Результатом работы профессионального неймера становятся несколько вариантов названий, которые мы предлагаем заказчику. Все они уже прошли предварительную проверку по реестрам Роспатента.

Если мне не понравятся предложенные названия, которые вы разработаете?

Мы предлагаем заказчику несколько вариантов. После их презентации мы можем сделать бесплатную доработку.

Регистрировать название как товарный знак нужно только один раз и навсегда?

Срок действия государственного свидетельства Роспатента составляет 10 лет. После этого товарный знак можно продлить. Пошлина составит 22 тыс. рублей. Если знак продлевается для более чем 5 классов МКТУ, то за каждый дополнительный нужно доплатить по 2 тыс. рублей. Мы помогаем нашим клиентам как регистрировать товарные знаки, так и продлевать их.

Нужно ли проверять перед подачей заявки в Роспатент уже используемое фирменное наименование?

Да, это нужно сделать, чтобы убедиться в его охраноспособности. Налоговая инспекция не проверяет названия организаций на оригинальность перед регистрацией юрлиц. Поэтому, даже если фирменное наименование уже используется вами в работе, нет гарантии, что оно не является товарным знаком других лиц и что его можно зарегистрировать в Роспатенте.

Если в ходе предварительной проверки названия обнаружен не идентичный, но похожий товарный знак, стоит ли рисковать и подавать заявку?

Нужно взвешивать шансы на регистрацию и риски для каждого случая. Следует помнить, что в случае отказа вы несете временные и финансовые потери: теряете все уплаченные госпошлины за экспертизу Роспатента.

В тоже время есть возможность регистрации похожих товарных знаков. Пример из нашей практики: поставщик сантехники обратился к нам для регистрации бренда KERAMASTAR. Проверка по базам Роспатента выявила зарегистрированное название Кореастар, которое фонетически очень похоже. При этом продукция нашего клиента уже была запущена в производство, готовы макеты упаковки. После обсуждения ситуации с заказчиком мы все же подали заявку на регистрацию. И через полгода успешно получили государственное свидетельство о регистрации товарного знака № 903619.

Есть несколько способов, как избежать отказа от Роспатента в таких случаях:

  • сократить перечень товаров и услуг, для которых подается заявка;
  • получить письмо-согласие от владельца похожего товарного знака;
  • досрочно прекратить чужой товарный знак, если он фактически не используется в бизнесе.

Обратитесь к нашим специалистам, и мы поможем вам решить эту проблему.

Рассказываем про интеллектуальные права, кратко освещаем важные новости для бизнеса и делимся результатами своей работы.
👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Автор
Регина Баймурзина
Специалист в области интеллектуальных прав, редактор, контент-мейкер.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем файлы cookie из вашего браузера, чтобы улучшить отображение и работу сайта.
Подробнее

Заказать бесплатную консультацию

Специалист подробно ответит на ваши вопросы, рассчитает стоимость и направит коммерческое предложение.


☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную консультацию

Обсудим вашу задачу?

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную проверку
по реестру товарных знаков

Пожалуйста, укажите наименование для проверки и контактные данные для получения результатов.

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.