IT и стартапы Программы
Пользовательское соглашение или оферта

Пользовательское соглашение или оферта: что выбрать?

Практически все, кто хочет создать свой сайт, мобильное приложение или онлайн-сервис, задаются вопросом: что выбрать – пользовательское соглашение или оферту? В чем заключается разница между ними? На эти и другие вопросы отвечаем в нашей статье.

Что такое оферта простыми словами

Публичная оферта относится к преддоговорным информационным правоотношениям. Это еще не заключение договора, но в оферте предприниматель должен предоставить всю информацию, необходимую для заключения сделки.

В публичной оферте, опубликованной на сайте, должны содержаться все существенные условия договора. В ней формализуется воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных условиях с любым, кто захочет это сделать.

Для заключения договора пользователь должен акцептовать оферту, после этого между сторонами образуется договорное правоотношение. Соответственно, публичная оферта влечет за собой правовые последствия.

Что такое пользовательское соглашение

Пользовательское соглашение – это юридический документ, который содержит условия по использованию веб-сайта, программы или сервиса для пользователей. При этом сайт не обязательно может быть коммерческим. Соглашение также может содержать информацию о правах пользователей в отношении их персональных данных.

Владелец сайта может активно использовать пользовательское соглашение для защиты своего бизнеса, устанавливать свои условия для использования сервиса. Однако при этом они не должны противоречить требованиям общего гражданского законодательства.

Пользовательское соглашение может применяться для разъяснения пользователям условий лицензирования программного обеспечения, а также информировать о последствиях, если эти условия будут нарушены. Оформление соглашения с элементами неисключительной лицензии выгодно в том плане, что правообладатель освобождается от уплаты НДС по статье 149 НК РФ (пункт 2, подпункт 26).

Пользовательское соглашение по содержанию может представлять собой и договор возмездного оказания услуг, например, в следующих случаях:

  • при подключении и обеспечении доступа к онлайн-сервису: регламентирование использования такого сервиса в объеме, соответствующему его функциональным возможностям;
  • различные SaaS-услуги (облачные приложения), использование серверных мощностей, предоставление облачных сервисов для вычислений;
  • сервисы виртуальных рабочих мест и другие.

При этом исключительные права не являются предметом такого договора, в отличие от лицензии. Соответственно, освобождения от уплаты НДС также не будет. Однако и в этом случае не помешает прописать ответственность пользователей за нарушение исключительных прав на программное обеспечение, базы данных, элементы интерфейса и контента, так как всё это охраняется авторским правом.

Законом не запрещены и другие виды смешанных договоров, а их содержание в первую очередь определяется функционалом сервиса или приложения. В некоторых случаях (в частности, для тех же SaaS-услуг) целесообразно опубликовать пользовательское соглашение, содержащее как условия лицензии, так и договора оказания услуг.

Подробнее о правилах оформления и размещения пользовательского соглашения на сайте можно узнать в статье нашего блога «Пользовательское соглашение, политика конфиденциальности и согласие на обработку персональных данных».

В чем разница между офертой и пользовательским соглашением

По своей сути все эти термины – соглашение, оферта, контракт, договор – эквивалентны. Но в российском правовом поле публичную оферту принято связывать с возмездными отношениями (продажа товаров или предоставление услуг), а пользовательское соглашение – с безвозмездными, обычно в соглашении описывают общие правила использования сайта или программы.

Главное – не название, а содержание документов. Это подтверждает и судебная практика. Оба документа, и пользовательское соглашение, и оферта по сути предназначены для того, чтобы урегулировать отношения между владельцем Интернет-ресурса, программного обеспечения и пользователями.

Разделение этих документов для сайта целесообразно во многих случаях. Например, если это сервис для обучения иностранным языкам. Для обучающихся и преподавателей будут разные оферты, а пользовательское соглашение станет общим документом. Или обучающий курс для корпоративных заказчиков и для обычных слушателей: тогда тоже потребуются оферты с разными условиями.

Разработку этих документов для сайта или приложения можно заказать в патентном бюро Ezybrand. Наши IT-юристы проанализируют бизнес-процессы, схемы взаимодействия сервиса с клиентом и подберут оптимальную юридическую обвязку для вашего проекта.

Рассказываем про интеллектуальные права, кратко освещаем важные новости для бизнеса и делимся результатами своей работы. 👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Автор
Регина Баймурзина
Специалист в области интеллектуальных прав, редактор, контент-мейкер.
Надежда Рузавина
Специалист по информационным технологиям и интеллектуальным правам, защите персональных данных

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем файлы cookie из вашего браузера, чтобы улучшить отображение и работу сайта.
Подробнее

Заказать бесплатную консультацию

Специалист подробно ответит на ваши вопросы, рассчитает стоимость и направит коммерческое предложение.


☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную консультацию

Остались вопросы?

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную проверку
по реестру товарных знаков

Пожалуйста, укажите наименование для проверки и контактные данные для получения результатов.

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.