IT и стартапы
Оферта для интернет магазина

Оферта для интернет-магазина

С введением Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи (далее «Правила»), принятых постановлением Правительства РФ № 2463 от 31.12.2020 г., наличие оферты для онлайн-торговли стало обязательным (п.17 Правил). Оферта должна содержать все существенные условия договора розничной купли-продажи. Продажа без оферты может повлечь наложение штрафа на юридических лиц до 40 тысяч рублей по статье 14.5. КоАП РФ. Оферта должна присутствовать независимо от того, где именно (на сайте, в мобильном приложении или в социальных сетях) и какой товар предлагается к продаже. Что нужно учесть при оформлении оферты для интернет-магазина и какие юридические риски могут возникнуть, об этом вы можете прочитать в нашей статье.

Для чего нужна оферта

Механизм заключения договора розничной купли продажи отличается от договоров в реальной, оффлайн-среде. Продавец размещает товары с ценой на витрине интернет-магазина, а оферта является предложением заключить такой договор. Как только потребитель акцептирует оферту, то есть примет ее условия, оферта становится договором. А создание договора порождает обязанность его исполнения. При нарушении исполнения наступает юридическая ответственность в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса «Ответственность за нарушение обязательств».

Акцептирование оферты может происходить разными способами, о чем мы расскажем далее.

Главная функция оферты – это обеспечение юридических гарантий как для покупателей, так и для продавцов.

Условия публичной оферты должны быть одинаковы для всех потребителей, в противном случае необходимо составлять отдельные договоры под каждого клиента.

Почему не подходят «типовые» оферты

Если использовать «типовую» оферту, скачанную из Интернета или скопированную у конкурентов, то при возникновении споров отношения между покупателем и продавцом будут регулироваться нормами общего законодательства, а конкретно по вышеуказанным Правилам. А это не всегда выгодно для продавца.

Например, по общим правилам продавец должен передать товар с момента поступления заказа. Законом разрешено устанавливать другие условия в оферте. Например, обязательства продавца могут возникать только после того, как покупатель получит подтверждение о возможности доставки. Если наличие товара на странице сайта было указано ошибочно (то есть его фактически не оказалось на складе), то юридическая ответственность для продавца не наступает. Это позволит избежать споров с покупателями и штрафных санкций.

Таким образом, оферта позволяет установить альтернативные условия правоотношений между покупателем и продавцом. Также необходимо учитывать, что текст оферты не должен противоречить императивным нормам гражданского законодательства, закона о защите прав потребителей и Правил. Иначе заключенный договор будет признан недействительным.

Продажа некоторых видов товаров должна сопровождаться дополнительной информацией. Например, изделия с драгоценными камнями должны иметь сертификат, а для лесоматериалов продавец обязан разместить таблицу с коэффициентами перевода в кубатуру. А при продаже парфюмерной продукции продавец должен предоставить возможность покупателю ознакомиться с ее запахом.

Пример из судебной практики

На сайте одного из мебельных магазинов г. Екатеринбурга был размещен каталог диванов с ценами. Потребитель оформил онлайн-заказ на покупку дивана по цене 29 тысяч рублей, на его адрес пришло письмо с подтверждением заказа. Однако позже с покупателем связался менеджер магазина и отказался продавать товар по цене, указанной в заявке, так как на сайте был техническая ошибка в описании.

Потребитель сначала направил письменную претензию на юридический адрес интернет-магазина, а затем подал жалобу в Роспотребнадзор по Свердловской области по факту не предоставления полной и достоверной информации о цене товара.

Через 3 месяца в отношении ООО, владельца интернет-магазина, был составлен протокол об административном правонарушении по статье 14.8 КоАП РФ. ООО не согласилось с таким выводом и обратилось в Арбитражный суд с требованием отменить решение Роспотребнадзора.

В качестве аргументов в свою защиту ООО указало на то обстоятельство, что его сайт носит только ознакомительный характер, опубликованная на нем информация не является публичной офертой, а потому не регулируется Правилами. Исчерпывающая информация о товарах предоставляется только менеджером. Опечатка в цене товара, по мнению владельца сайта, не является причиной для привлечения к административной ответственности.

Однако суд отклонил эти доводы, так как по статье 26.1 Закона о защите прав потребителей договор купли-продажи может быть заключен при ознакомлении потребителя с каталогами, который по сути и представлен на сайте продавца. Среди предпринимателей существует распространенное заблуждение, что фраза «сайт не является публичной офертой» поможет защититься от претензий потребителей, однако это не так. Кроме того, по закону продавец должен предоставить покупателю информацию о свойствах и цене товара.

Также по п.12 Правил продавец должен заключить договор на условиях оферты, а обязательства продавца по общему правилу возникают с момента получения сообщения от покупателя о намерении заключить такой договор. Так как иное не указано в оферте (а вернее, ее вообще не было на сайте), то решение Роспотребнадзора соответствует законодательству и не подлежит отмене (судебное решение № 17АП-4622/2022-Аку от 27 июня 2022 года по делу № А60-321/2022).

Момент заключения договора

По статье 493 Гражданского кодекса договор считается заключенным, если покупателю выдан кассовый, товарный чек или электронный документ, подтверждающий оплату. А по п.14 Правил подтверждение заключения договора происходит уже в тот момент, когда потребитель сообщит о намерении заключить такой договор, то есть при оформлении заказа, в котором указан его номер или другие идентификационные данные.

Однако эти же Правила допускают другие способы, которые могут быть указаны в оферте, например:

  • После того, как продавец направит покупателю подтверждение принятия заказа и счет с указанием наименования товара, его цены, общей суммы заказа. Полная или частичная оплата счета является моментом заключения договора, это своеобразная «подпись» клиента. Технически это будет выглядеть как нажатие кнопки «Оплатить онлайн» или «Оформить заказ».
  • Если заказ оформляется на условиях предоплаты (аванса), то можно прописать такое условие заключения договора: если после предоплаты клиент не получил от продавца уведомление в течение 24 часов (или в течение более длительного периода) о невозможности передать товар потребителю.
  • После того, как продавец получит уведомление о поступлении денег на р/с.
  • При подтверждении заказа по смс-сообщению или пуш-уведомлению.
  • В момент регистрации аккаунта на сайте. Такой способ обычно используется в инфобизнесе, на сайтах, предоставляющих информационные и образовательные услуги.

Таким образом, по новым Правилам продавец может сам определять момент, когда у него возникают обязанности по передаче товара покупателю. Согласие покупателя приобрети тот или иной товар можно оформить как предзаказ, а условия окончательной купли-продажи установить в условиях оферты.

Акцептирование после оплаты заказа – это наиболее легкий способ доказательства заключения договора при возникновении спорных ситуаций.

Условия оферты нельзя изменить «задним числом». Например, покупатель оформил заказ, подтвердил согласие с офертой. Если на следующий день цена в Интернет-магазине изменилась, то покупатель все равно должен заплатить ту цену, которая была указана на момент заключения договора.

Условия доставки

Если обратиться к Правилам, то продавец должен передать заказ по адресу, указанному при его оформлении самому покупателю, либо любому другому лицу, которое предъявит номер заказа или другое электронное подтверждение (например, штрихкод). Если же покупатель не смог получить заказ, причем по своей вине, а не по вине продавца, то они должны согласовать новые сроки доставки.

Конечно же, это удорожает доставку заказов. Поэтому в оферте можно зафиксировать альтернативные условия (п.20 Правил):

  • Если покупатель не получил товар по своей вине в согласованное время, то можно переложить на него оплату за повторную доставку, установить более дорогой тариф по доставке.
  • Можно ввести ограничения по одновременно доставляемому товару, например, по крупногабаритным и мелким товарам.
  • Указать требование о том, что потребитель при получении заказа должен предоставить документ, удостоверяющий личность. Если он не предъявляет такие документы, то продавец вправе отказать в выдаче товара. Либо обязать покупателя, чтобы он указал уже при оформлении заказа, кто может получить товар.
  • Ограничить время примерки и взаиморасчетов с курьером.

Как можно заметить, изменения в Правилах касаются не только защиты прав покупателей, но в защиты прав продавцов от недобросовестных потребителей. Но все эти условия, опять-таки, должны быть четко прописаны в оферте и не противоречить другим нормативным актам. Например, повторная поставка товара весом более 5 кг после ремонта или замены должна производиться за счет Интернет-магазина (статья 18 Закона о защите прав потребителей).

Условия возврата

Изменения коснулись и правил отказа от покупки. Если раньше Интернет-магазины сами устанавливали, какие товары не подлежат возврату, то сейчас в Правилах есть конкретный список, что нельзя обменять, а также особенности онлайн-продажи некоторых групп товаров. Например, теперь потребитель может вернуть продавцу ювелирные изделия, даже если они надлежащего качества. При этом покупатель должен сохранить документ, подтверждающий факт покупки (чек), и потребительскую упаковку.

По п.23 Правил продавец теперь может установить комиссию по возврату суммы (расходы на эквайринг) за товар надлежащего качества, если это прописано в оферте. За товар ненадлежащего качества эти расходы по закону ложатся на продавца.

Также по общим правилам покупатель может связаться с продавцом для предъявления претензии любым способом. Если клиентов у Интернет-магазина много, то это может быть очень неудобно для продавца, так как трудно отследить весь поток информации по всем каналам. Например, если потребитель напишет жалобу в виде смс, а продавец пропустит ее, то это будет вина магазина.

Очень часто это являлось предметом споров между покупателями и продавцами. Однако теперь, если в оферте указано, каким способом принимаются претензии (например, только в Телеграм), то потребитель обязан соблюдать эти условия. Это дает продавцу больше возможностей для защиты своих интересов. Оферта может также ограничить время получения сообщений от покупателей. Если в ней указано, что после 18-00 продавец не отвечает клиентам, то он вправе так делать.

Как разместить оферту

Для Интернет-магазина, расположенного на сайте, ссылку на оферту обычно размещают в подвале сайта вместе с пользовательским соглашением, правилами использования и на странице оформления заказа. Каждый желающий должен иметь возможность с ней ознакомиться. Если же продажи идут через социальные сети, то оферту нужно разместить в профиле аккаунта, а также направить ее покупателю в переписке.

Согласие пользователя Интернет-магазина с офертой должно выражаться в явной форме («click-wrap» соглашение). Технически это можно реализовать несколькими способами:

  • обеспечение невозможности продолжить работу на сайте без перехода на веб-страницу, где нужно выразить согласие;
  • подтверждение согласия путем нажатия кнопки;
  • чек-бокс рядом с надписью «Я прочитал и согласен с условиями оферты»;
  • установление обязательной прокрутки текста документа для ознакомления с его содержанием.

Существует и другая форма подтверждения договора, так называемый «browse-wrap», или брауз-контракт, когда условия соглашения располагаются в специальном разделе, а пользователь лишь ознакамливается с ними. Выражение согласия заключается в том, что пользователь продолжает оставаться на сайте после получения уведомления о правилах пользования сайтом. Однако наиболее часто возникают споры именно по «browse-wrap» и нередко такие сделки признаются в судах недействительными. Поэтому лучше использовать модель «click-wrap».

Кроме того, по Правилам юридические лица должны указывать на сайте Интернет-магазина полное наименование компании, регистрационный номер, адрес, телефон или e-mail (п.19 Правил). К индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю через Интернет, предъявляются аналогичные требования. Логика этого требования заключается в том, что потребитель должен иметь возможность обратиться к продавцу не только через сеть Интернет, но и в письменной форме.

В патентном бюро Ezybrand вы можете оформить все юридические документы для сайта: пользовательское соглашение, публичную оферту, политику конфиденциальности, документы по персональным данным в соответствии с Федеральным законом №152-ФЗ, договор подряда или авторского заказа на разработку сайта и его отдельных элементов.

Рассказываем про интеллектуальные права, кратко освещаем важные новости для бизнеса и делимся результатами своей работы.
👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Автор
Регина Баймурзина
Специалист в области интеллектуальных прав, редактор, контент-мейкер.
Патентный поверенный №2165
Надежда Рузавина
Специалист по информационным технологиям и интеллектуальным правам, защите персональных данных

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем файлы cookie из вашего браузера, чтобы улучшить отображение и работу сайта.
Подробнее

Заказать бесплатную консультацию

Специалист подробно ответит на ваши вопросы, рассчитает стоимость и направит коммерческое предложение.


☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную консультацию

Остались вопросы?

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Заказать бесплатную проверку
по реестру товарных знаков

Пожалуйста, укажите наименование для проверки и контактные данные для получения результатов.

☑ Нажимая на кнопку «Заказать звонок», я даю своё согласие на обработку персональных данных.