Что такое средство индивидуализации
Средство индивидуализации это обозначение, служащее для различения товаров и услуг одного производителя от другого. Средство индивидуализации позволяет выделить свой продукт на рынке товаров и услуг среди аналогичных предложений других организаций.
К средствам индивидуализации, согласно главе 76 Гражданского кодекса, относятся фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, региональные бренды (наименования мест происхождения товаров и географические указания), коммерческие обозначения. Каждый из них характеризуется своими особенностями. В чем заключается разница между ними и особенности их использования в бизнесе – тема этой статьи.
Что такое фирменное наименование?
Фирменное наименование – это средство индивидуализации для юридических лиц. Оно указывается в учредительных документах организации и включено в ЕГРЮЛ, государственный реестр, который ведет Федеральная налоговая служба. При прекращении действия юридического лица право на фирменное наименование утрачивается.
Коммерческие организации должны выступать в коммерческом обороте под своим фирменным наименованием. В качестве примера можно привести ПАО «Газпром» – первая часть любого наименования включает тип организационно-правовой формы (публичное акционерное общество), а вторая – собственно название.
Фирменное наименование нельзя продавать или передавать во временное пользование другим организациям.
У каждого юридического лица может быть только 1 полное и 1 сокращенное фирменное наименование. По статье 1474 ГК РФ, нельзя использовать наименование, полностью одинаковое или сходное до степени смешения с ранее зарегистрированными в ЕГРЮЛ и действующими на данный момент. Но на практике это правило часто нарушается, так как ФНС не проводит проверку.
Что такое товарный знак?
Товарный знак – это обозначение, которое используется для индивидуализации (отличия) товаров одного и того же вида, которые изготавливаются разными производителями. Если такое обозначение используется для индивидуализации услуг (например, юридические услуги, грузоперевозки), то его называют знаком обслуживания. Например, «Pepsi» – это товарный знак, а «Аэрофлот» – знак обслуживания.
Правовая охрана товарным знакам предоставляется только после их регистрации в «Роспатенте». В настоящее время знак могут зарегистрировать юридические лица и индивидуальные предприниматели, однако по новому законопроекту такая возможность скоро появится и у физических лиц. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
Исключительное право на товарный знак удостоверяется свидетельством государственного образца. Чтобы его получить, нужно оформить и направить заявку в «Роспатент» (образец заполнения можно посмотреть здесь), оплатить государственные пошлины (минимум 35 000 рублей), ответить на дополнительные запросы экспертов. Свидетельство действительно в течение 10 лет, после чего его можно продлить еще на такое же время, количество таких продлений законом не ограничено.
Узнать подробнее о том, как зарегистрировать товарный знак.
Одно из главных требований, предъявляемых к таким средствам индивидуализации – это их уникальность. В государственном реестре по товарным знакам не может быть двух одинаковых или сходных до степени смешения обозначений, принадлежащих разным лицам. Поэтому перед подачей заявки всегда нужно проверять знак по базам данных «Роспатента». Если экспертиза патентного ведомства найдет похожее обозначение, которое уже зарегистрировано, то по заявке выносится отказ. Изменить знак нельзя – нужно подавать заявку и уплачивать все пошлины заново.
Проверить товарный знак бесплатно можно в патентном бюро Ezybrand.
У одного и того же производителя может быть несколько разных товарных знаков. Так, например, у швейцарской компании «Nestle» насчитывается более 2000 знаков.
Одна из примечательных особенностей товарных знаков – это то, что права на их использование можно передавать по договору другим производителям. Это можно осуществить несколькими способами:
- По лицензионному договору – права передаются на время, на определенных условиях, но владелец знака остается тот же. Он получает прибыль от выдачи лицензии – в виде единоразовой выплаты или периодических платежей.
- По договору отчуждения, который аналогичен договору купли-продажи. Права полностью передаются другому лицу. Договор должен быть возмездным.
- По договору залога – товарный знак используется в этом случае как средство обеспечения долговых обязательств.
Что такое НМПТ и ГУ
Для защиты региональных брендов в законодательство России были введены два других типа средств индивидуализации – это наименование мест происхождения товаров (НМПТ) и географические указания (ГУ). Они, как и товарные знаки, проходят обязательную регистрацию в «Роспатенте».
В качестве НМПТ и ГУ можно зарегистрировать не каждое обозначение. Товар, маркируемый такими обозначениями, должен иметь свойства, которые определяются исключительно особенностями конкретной местности: природными или культурными. Заявитель же должен подтвердить эти особые свойства документально, что усложняет регистрацию по сравнению с товарными знаками.
Обозначение НМПТ и ГУ включает в себя географическое или историческое название такой местности, например:
- «Коломенская пастила» (г. Коломна);
- «Камчатская нерка» (Камчатский край);
- «Шемогодская резьба по бересте» (Великоустюгский район Вологодской области).
В остальном же правовая охрана НМПТ и ГУ во многом похожа на товарные знаки: свидетельство выдается сроком на 10 лет и может быть продлено, за нарушение прав на них предусмотрена такая же ответственность. Но передать права на эти средства индивидуализации по договору нельзя.
Что такое коммерческое обозначение?
В качестве коммерческих обозначений используются названия или изображения, которые позволяют отличать торговые, промышленные и другие предприятия. То есть коммерческое обозначение неразрывно связано с организацией и неотделимо от нее. Передать права на такое средство индивидуализации можно только вместе с бизнесом.
Коммерческое обозначение и фирменное наименование должны отличаться друг от друга. С другой стороны, одно и то же юридическое лицо может использовать оба эти средства индивидуализации. Например, ООО «Ромашка» может открыть 2 торговые точки с названием «Marmelad» в разных городах. В качестве примера известных коммерческих обозначений можно привести названия магазинов «Магнит», «Пятерочка».
Это средство индивидуализации обладает одной важной отличительной особенностью – оно нигде не регистрируется, не нужно его включать и в учредительные документы. Это влечет за собой повышенные юридические риски. Например, если владелец похожего товарного знака предъявит претензии, то вам необходимо будет документально доказать, что вы начали использовать свое коммерческое обозначение в бизнесе. Такими доказательствами обычно являются договоры на поставку продукции и рекламные услуги, счета-фактуры, в которых присутствует коммерческое обозначение.
Нужно также учитывать, что по статье 1540 ГК РФ право на коммерческое обозначение автоматически прекращается, если оно не используется его владельцем в коммерческой деятельности на протяжении 1 года. Таким образом, можно легко потерять права.
Споры, связанные со средствами индивидуализации
Одно и то же лицо может одновременно быть законным владельцем фирменного наименования, коммерческого обозначения, товарного знака и регионального бренда. Столкновение прав возникает в том случае, когда другая организация или индивидуальный предприниматель пытаются ввести в оборот такое же или похожее средство индивидуализации. В этом случае суд будет на стороне того, кто раньше получил исключительные права.
Пример №1 – Сходство до степени смешения фирменных наименований, нарушение прав на товарные знаки
В 2019 г. в Арбитражном суде Нижегородской области рассматривался судебный иск от ООО «Бина Групп» к ООО «БинарГруп» с требованием прекратить использование фирменного наименования, сходного до степени смешения с названием ООО «Бина Групп», в том числе в доменном имени binargroup.ru. Истец также потребовал взыскать с ответчика компенсацию в размере 1 млн. рублей, так как одновременно является правообладателем одноименного товарного знака.
Компания истца была зарегистрирована в ЕГРЮЛ в 2011 г. под фирменным наименованием LTD «Bina Group», а организация ответчика – в 2013 г. Товарный знак ООО «Бина Групп» зарегистрирован в «Роспатенте» в 2015 г. Суд учел, что истец знал о существовании ООО «БинарГруп», что подтверждается договорами поставки от 2013 г. и 2017 г. между этими двумя организациями. Поэтому сумма компенсации за незаконное использование товарного знака была уменьшена до 300 тысяч рублей (дело № А43-13580/2019).
Пример №2, показывающий юридическую незащищенность коммерческого обозначения
В 2021 г. в Арбитражный суд г. Новосибирска обратился индивидуальный предприниматель Л.Л.А. с требованием запретить использование зарегистрированного товарного знака «Алексеевские бани» (свидетельство № 351059) в качестве коммерческого обозначения ООО «Алексеевские бани». Истец также потребовать взыскать с ответчика компенсацию в размере 40 млн. рублей за нарушение исключительных прав на свой товарный знак, в том числе на сайте ответчика, что зафиксировано нотариальным осмотром.
Несмотря на то, что коммерческое обозначение начало использоваться раньше (в 2006 г.), чем зарегистрирован товарный знак, суд признал нарушение прав, так как в учредительных документах ООО предметом деятельности указано бытовое обслуживание населения. Ответчик также не смог предоставить документальные доказательства того, что до 2021 г. он предоставлял услуги «бани общественные». В выписке из ЕГРЮЛ указаны другие виды деятельности по ОКВЭД.
Однако суд пришел к выводу, что размер компенсации завышен и снизил ее до 65 тысяч рублей. Вина ООО признана, ему запрещено использовать как фирменное наименование, так и коммерческое обозначение, тождественное зарегистрированному товарному знаку истца.
Что лучше выбрать?
Без фирменного наименования юридическое лицо не имеет права участвовать в гражданском обороте. Оригинальную часть наименования (ту, которая не содержит название организационно-правовой формы), можно дополнительно усилить путем регистрации в качестве товарного знака. Ведь если совпадут 2 фирменных наименования, то единственной мерой пресечения такого нарушения на практике является прекращение использования одного из них, зарегистрированного позже.
А если нарушены права на товарный знак, то его владелец может обратиться в суд для принятия более жестких мер:
- Взыскания компенсации, размер которой в твердом размере может достигать 5 млн. рублей. При желании владелец товарного знака вправе выбрать ее расчет в двукратном размере от стоимости контрафактного товара, и тогда компенсация может быть еще больше. При этом не нужно доказывать фактический размер понесенных убытков.
- Конфискация контрафакта и оборудования, которое использовалось нарушителем для его производства.
- Привлечение к уголовной ответственности и лишение свободы на срок до 6 лет, если причинен ущерб в значительном размере (статья 180 УК РФ).
- Штраф для административных лиц до 200 тыс. рублей.
Чаще всего у предпринимателей возникает вопрос выбора между коммерческим обозначением и товарным знаком. Здесь преимущество товарного знака налицо: так как коммерческое обозначение нигде не регистрируется, оно является наиболее уязвимым средством индивидуализации среди всех остальных. Доказать в суде, что права на коммерческое обозначение возникли раньше – проблематично, а владельцу товарного знака достаточно предъявить государственное свидетельство.
Что касается региональных брендов, то их регистрация является более сложным делом, чем получение свидетельства на товарный знак. Такие средства индивидуализации регистрируются гораздо реже, так как к заявке нужно приложить документальные доказательства уникальных свойств товара, связанных с данной географической местностью.
Специалисты патентного бюро Ezybrand проводят регистрацию всех видов интеллектуальной собственности в Роспатент. Благодаря электронному взаимодействию с патентным ведомством вы можете официально сэкономить на уплате госпошлин. Для товарных знаков такая экономия составляет более 10 тысяч рублей. Зарегистрировать товарный знак можно по стандартной процедуре, когда государственная экспертиза проводится в среднем в течение 4-6 месяцев, или по ускоренной схеме – за 2 месяца.
👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!