ИП для продажи на маркетплейсах
Чтобы стать продавцом на маркетплейсе, нужно зарегистрироваться в налоговой службе, вести бизнес как физическое лицо нельзя. Наиболее популярными считаются открытие ООО, оформление ИП либо самозанятости. В этой статье расскажем, почему лучше получить статус индивидуального предпринимателя и как зарегистрировать свое ИП.
Преимущества выбора ИП в работе с маркетплейсами
К ООО закон предъявляет больше требований, чем к ИП – для регистрации необходим устав, для ведения документации обязательно нужен бухгалтер, а при желании закрыть компанию нужно потратить много времени. При открытии ИП только сам предприниматель несет ответственность, получает прибыль и управляет бизнесом. Учредители ООО могут выводить чистую прибыль не в любой момент, а, например, ежеквартально, ежегодно или раз в полгода.
У ИП есть и другие преимущества: госпошлина за открытие составляет всего 800 рублей, для оформления не нужно собирать множество документов, уставный капитал не требуется, возможен переход на льготную систему налогообложения.
Различий между ИП и самозанятым меньше, чем для ООО, но все же они есть. Самые главные из них – самозанятым нельзя перепродавать чужие товары, нельзя нанимать сотрудников по трудовому договору, доход за год не может превышать 2,4 миллиона рублей. Также у ИП больше возможностей для развития бизнеса.
Важно: если самозанятый нарушит какой-либо из этих запретов, то он должен остановить работу и оформить статус индивидуального предпринимателя. Поэтому, если вы решили вести бизнес на маркетплейсе, удобнее это делать как ИП. У них больше возможностей, чем у самозанятых, но к ним предъявляется меньше требований, чем к ООО.
Налогообложение для ИП на маркетплейсах
Всего Налоговый кодекс предусматривает 6 различных режимов налогообложения. Но для торговли на маркетплейсах для индивидуальных предпринимателей подходят только 4 из них:
- Общая система налогообложения (ОСН).
- Упрощённая система налогообложения (УСН).
- Налог на профессиональный доход (НПД).
- Единый сельскохозяйственный налог.
Предприниматели, которые планируют начать работу на маркетплейсах, должны ещё до заключения договора с площадкой выбрать наиболее подходящий налоговый режим.
ОСН
Этот режим доступен для ИП и юридических лиц, он считается основным. Но при этом, с точки зрения уплаты налогов и заполнения документов, он самый сложный и финансово затратный. Если не уведомить налоговую о желании выбрать другую систему налогообложения, то автоматически выбирается ОСН.
ИП на ОСН платит:
- НДС 10% для определённых продуктов питания и для детских товаров или 20% для большинства товаров.
- НДФЛ – налог на добавленную стоимость физических лиц. Ставка зависит от дохода ИП: 13%, если доход менее 5 миллионов рублей, а если доход превышает эту сумму, то 650 тысяч рублей плюс 15% от суммы превышения.
- Налог на имущество, которое используется в предпринимательской деятельности. Налоговые ставки различаются в зависимости от вида имущества.
- Страховые платежи за себя и сотрудников – медицинское страхование и пенсионные отчисления, а также НДФЛ с зарплаты своих работников.
При работе индивидуального предпринимателя на ОСН он должен обязательно сдавать декларацию по НДС раз в квартал и 3-НДФЛ ежегодно.
УСН
Эта система считается наиболее выгодной для ИП, но у нее есть некоторые ограничения: по виду деятельности, годовому доходу и количеству сотрудников. Если эти условия не соблюдать, то придется переходить на ОСН.
Такой способ налогообложения подразделяется на 2 вида:
- «Доходы». В этом случае нужно платить 6 или 8% от дохода ИП на маркетплейсе, в зависимости от размера прибыли и количества сотрудников.
- «Доходы минус расходы». Налоговая ставка составляет 15% от разницы доходов и расходов ИП. Для выбора этого варианта нужно иметь документальное подтверждение своих расходов.
Например, вы купили товар по себестоимости 100 рублей, а продали за 180. Наценка получается небольшая. Комиссия маркетплейса – 30 рублей. Что получится по налогам:
- УСН «доходы» налог будет рассчитываться с выручки: 180×6% = 10,8 рублей.
- УСН «доходы минус расходы» – налог нужно посчитать с выручки, которая уменьшается на сумму расходов: (180-100-30) ×15% = 7,5 рублей
Разница почти в 2 раза, поэтому вариант «доходы минус расходы» будет выгоднее, чем «доходы».
Важно: если вы как ИП хотите выбрать режим УСН, то нужно заранее просчитать, какой вариант будет выгоднее. Если при ведении бизнеса на маркетплейсе вы не несёте больших расходов, то лучше выбирать 1 вариант. В противном случае стоит выбрать вид «доходы минус расходы».
Нужно помнить, что любой маркетплейс берет комиссию за размещение товаров, это тоже учитывается в статье расходов. За каждую продажу Интернет-площадки удерживают часть прибыли. Это плата за логистику, упаковку и хранение товара предпринимателя.
НПД
Этот режим предусмотрен для самозанятых, но индивидуальные предприниматели тоже могут воспользоваться таким вариантом налогообложения. Ограничения для ИП на НПД такие же, как и у самозанятых. Разница в том, что ИП может иметь доход более 2,4 миллиона рублей, а также может получить сертификаты и декларации на товар. Однако маркировать товары в системе «Честный знак» ИП на НПД не может.
ЕСХН
Этот вариант подходит производителям сельскохозяйственной продукции, причем доля от ее продажи должна составлять не менее 70% от всей выручки ИП. Налоговая ставка при таком режиме составляет 6%.
Способы регистрации ИП
Зарегистрироваться можно в налоговой при личном посещении, у нотариуса, в МФЦ или на сайте ФНС. Подробнее об этом можно прочитать в этой статье нашего блога.
Какой бы способ регистрации вы не выбрали, при заполнении заявления нужно указать коды ОКВЭД – общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Выбрать можно не один код ОКВЭД, а несколько, но только один из них может быть основным.
Считается оптимальным подбирать несколько кодов, например те виды деятельности, которыми вы планируете заниматься в будущем. Если кода не будет, то можно получить штраф в размере 5 тысяч рублей.
Для торговли на маркетплейсах предусмотрен код 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет». Все коды и их расшифровки можно посмотреть здесь.
Что необходимо сделать после регистрации?
Нужно зарегистрироваться на самом маркетплейсе в качестве продавца и заключить договор с маркетплейсом. Если товары, которые вы планируете продавать, подлежат обязательной маркировке, то вам ещё следует пройти регистрацию в системе «Честный знак». Подробнее об этом можно прочитать в этой статье нашего блога.
Предприниматель должен выбрать схему поставки товара. Самые распространённые – это fbo и fbs. При fbo продукция хранится на складе маркетплейса, при fbs – продавец сам хранит продукцию, упаковывает и отправляет ее через пункты приема или ПВЗ. Можно использовать обе эти схемы одновременно.
Весь документооборот между маркетплейсами и ИП происходит в электронном виде, с помощью сервисов ЭДО.
Часто задаваемые вопросы
Сколько стоит закрыть ИП и сложно ли это сделать?
Размер госпошлины за ликвидацию статуса ИП в 2024 году – 160 рублей. Для закрытия ИП нужно оплатить пошлину и направить заявление в налоговую. Срок его рассмотрения – 5 рабочих дней. Подробно о том, как закрыть своё ИП, можно прочитать в этой статье нашего блога.
Какой адрес указывать в заявлении на регистрацию ИП?
Закон разрешает указывать ваш фактический домашний адрес. Если у вас есть временная регистрация, то можно использовать ее, это не запрещено.
Обязательно ли регистрировать ИП и товарный знак для торговли на маркетплейсах?
Физические лица не могут быть продавцами на маркетплейсах, поэтому оформление юр. лица, ИП или самозанятости обязательно для всех Интернет-площадок.
С товарными знаками другая ситуация. Некоторые маркетплейсы разрешают ИП торговать без них, а некоторые, например, Ламода – нет. Но в любом случае товарный знак дает юридическую гарантию для вашего бизнеса: вы можете быть уверены, что не нарушите права на чужой бренд. Часто это происходит случайно, когда бренды совпадают не полностью, а частично. Зарегистрировать товарный знак можно в нашем патентном бюро Ezybrand. Подробнее об этом здесь.
У меня открыт розничный магазин в Москве, теперь я хочу продавать еще и на маркетплейсе. Могу ли я это делать?
Да, но необходимое условие – чтобы ваше ИП имело код ОКВЭД для торговли через Интернет. Если при регистрации вы этого не указали, нужно обратиться в налоговую с заявлением и добавить для своей деятельности этот код.
👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!