Параллельный импорт в 2022 — законно или нет?
Законопроект, принятый в России в 2022 году, позволяет узаконить параллельный импорт – ввоз брендовых товары на территорию РФ без согласия правообладателя товарного знака, как это требовалось ранее. В этой статье мы расскажем подробно о том, что такое параллельный импорт, какие законы используются в настоящий момент, какие преимущества получат предприниматели-импортеры и в чем заключается отличие контрафакта от «серого» импорта.
Что такое параллельный импорт?
Запрет на использование чужого товарного знака без разрешения его владельца установлен не только для производства контрафактной продукции, но и для распространения оригинальных товаров по тем каналам, для которых отсутствует договоренность с изготовителем. Ввоз на таможенную территорию для таких товаров должен производиться только теми лицами, которые уполномочены правообладателем (официальными дистрибьюторами или дилерами).
Это положение закреплено в статье 1484 Гражданского кодекса РФ, п.2 и п.3:
«Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:
1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации.»
Параллельный импорт – это тот случай, когда импортер ввозит оригинальные товары в России по тем каналам, которые не согласованы правообладателем товарного знака. Это являлось нарушением российского законодательства до принятия постановления Правительства РФ 29 марта 2022 года в связи с введением экономических санкций.
Исчерпание прав на товарный знак
Суть параллельного импорта связана с принципом исчерпания прав – когда законодатель ограничивает права владельца товарного знака в интересах других участников рынка.
В зависимости от момента, когда маркированный товар выходит из-под контроля правообладателя, могут применяться 3 схемы исчерпания прав:
- Национальный. Легально в оборот на территории страны могут быть введены только те товары, для которых получено согласие правообладателя. Другими словами, если импортируется оригинальный брендовый товар, который произведен правообладателем в другой стране, а ввоз им запрещен, то такой импорт будет считаться «параллельным», то есть незаконным. Такой режим создает благоприятные условия для иностранных правообладателей товарных знаков. Для защиты своих прав они регистрируют бренд в местном патентном ведомстве.
- Международный. Ввоз брендового товара может осуществляться любыми участниками рынка без согласия правообладателя. В этом случае параллельные импортеры наделяются полной свободой действий. Этот режим является наиболее либеральным и выгодным для потребителей, но он не позволяет заявлять правообладателю о своих законных правах на перемещение товаров. Поэтому он используется реже по сравнению с национальным.
- Региональный, который представляет собой промежуточный режим. Он применяется на территории союза государств, например, в Евразийском экономическом союзе, в состав которого входят Россия, Беларусь, Армения, Казахстан и Киргизия. Если товар введен в оборот на территории одного из этих государств, то он может свободно находиться и в обороте других стран-участниц ЕАЭС. Однако импорт товаров из других стран (не входящих в ЕАЭС) возможен только с согласия правообладателя товарного знака.
Особенности национального режима
В настоящее время в России узаконен национальный режим исчерпания прав. Факт незаконного ввоза может быть установлен по таможенному реестру интеллектуальной собственности. Исчерпание прав владельца товарного знака происходит только с момента первого введения товара в оборот непосредственно производителем или с его согласия. После этого товар может распространяться свободно.
ГК РФ Статья 1487. Исчерпание исключительного права на товарный знак
«Не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.»
При импорте брендовых товаров, товарные знаки которых охраняются на территории России, необходимо отслеживать всю цепочку поставщиков – разрешение от правообладателя должно быть у каждого из них. В противном случае правообладатель товарного знака может взыскать компенсацию за нарушение своих исключительных прав.
Пример судебного дела по параллельному импорту в России. В 2019 г. было принято решение по делу № А35-9790/2016 о взыскании 2,9 млн. рублей с ООО «ТМР Импорт». Данная организация ввозила на территорию России запчасти для автомобилей, маркированные товарным знаком «КИА» без согласия правообладателя – южнокорейской компании «Kia Motors». Товарные знаки производителя охраняются на территории РФ по международным регистрациям № 1021380, № 1160212 и российскому свидетельству № 142734. Запчасти были приобретены ООО «ТМР Импорт» у компании «Emex DWC-LLC» (Дубаи, ОАЭ) по контракту. Однако эта компания не является официальным поставщиком «Kia Motors». Суд взыскал компенсацию в полном размере в пользу правообладателя товарного знака.
С принятием вышеуказанного Постановления в России фактически будет легализован параллельный импорт. Теперь для ввоза некоторых групп товаров не потребуется получение письменного разрешения владельца зарубежного бренда.
История развития законодательства в данной области
Параллельный импорт в 2022 году – вовсе не новая практика. Режим исчерпания прав на товарный знак в России менялся 3 раза:
- В 1992 году был принят «Закон о товарных знаках», статья 23 которого устанавливала международную схему исчерпания прав. Ввоз товаров из-за рубежа осуществлялся свободно, без разрешения иностранных правообладателей. Эпоха «челноков» была необходимым этапом на фоне развала СССР и централизованной экономики страны.
- В 2002 году в статью 23 вышеупомянутого закона была внесена поправка, которая установила национальный режим исчерпания прав. С этого момента параллельный импорт в России был официально запрещен. Товары, ввозимые без согласия правообладателя, должны были задерживаться на таможне. Однако этот режим стал применяться на практике не сразу: так, уже тогда депутаты Госдумы были оснащены ноутбуками премиум-сегмента «Vaio» (производство «Sony»), в то время как их официальный импорт начался лишь в 2005 году.
- В 2010 г. принимается Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности среди государств ЕАЭС, в связи с чем происходит частичная либерализация исчерпания прав на товарные знаки (региональный режим в отношениях с государствами ЕАЭС).
Позднее Федеральная антимонопольная служба несколько раз выступала инициатором введения поправок в законодательство. В том числе был разработан проект по легализации параллельного импорта с 1.01.2020 г., однако он не был принят.
В качестве аргументов руководство ФАС приводит следующие доводы:
- Международный режим, или разрешение параллельного импорта, будет способствовать снижению цен на брендированную продукцию и защите здоровой конкуренции на рынке России. Национальная схема исчерпания прав часто используется правообладателями для реализации продукции по завышенным ценам.
- Это даст толчок для развития малого и среднего бизнеса как основных параллельных импортеров, как это было в 90-е гг.
Контрафакт и параллельный импорт
Контрафакт в понимании потребителей, закона и правообладателей имеет разное значение. В обывательском понимании контрафакт чаще всего представляется как подделка оригинального брендового товара. Одним из видов контрафакта является фальсификация – обман потребителей при различии реального и заявленного состава продукта. Такой обман может совершаться и самим правообладателем товарного знака.
По закону к контрафакту относятся товары или упаковки, на которых незаконно размещен товарный знак правообладателя, или обозначение, сходное с ним до степени смешения:
Статья 1515 Гражданского кодекса. Ответственность за незаконное использование товарного знака.
«п.1. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.»
А компании-правообладатели к контрафакту относят также поставки оригинальной продукции по несанкционированным каналам – параллельный или «серый» импорт. Обычный потребитель навряд ли назовет такой товар контрафактом.
Понятие «параллельный импорт» в российском законодательстве является неопределенным. Он квалифицируется как незаконное использование чужого товарного знака и к такому нарушению применяются те же меры взыскания, что и при производстве контрафакта. Исключение составляет изъятие и уничтожение оригинальной продукции, завезенной по «параллельным» каналам. Это установлено решением Конституционного Суда РФ в 2018 году по жалобе ООО «ПАГ». Уничтожение параллельного импорта применяется только в том случае, когда поставляется некачественная продукция, представляющая собой угрозу для жизни и здоровья потребителей.
Почему запрещается параллельный импорт?
Товарные знаки – это активы, которые имеют большую ценность. Для создания популярного бренда правообладатель прилагает немало усилий и вкладывает большие средства. Поэтому в целях стимулирования инновационной деятельности необходим надежный механизм для защиты прав владельцев товарных знаков.
Свободное распространение брендовой продукции влечет ущерб для правообладателей. Поэтому национальная система исчерпания прав вводится прежде всего в интересах производителей и правообладателей, для привлечения иностранных инвестиций.
Однако, международное соглашение ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности), которое является обязательным для стран-участниц ВТО, не затрагивает вопрос исчерпания прав на товарные знаки. Эта проблема должна решаться на усмотрение государств ВТО, к числу которых относится и Россия.
Мировая практика
Несмотря на то, что параллельный импорт запрещен во многих странах, он существует как побочный эффект любых внешнеэкономических процессов, особенно в эпоху развития электронной коммерции.
Международный принцип исчерпания прав, то есть свободный параллельный импорт, в настоящее время практикуется в Канаде, Австралии, Японии, Аргентине, и в ряде азиатских стран – Индии, Сингапуре, Таиланде, Вьетнаме. В Японии параллельный импорт узаконен еще в 1991 году в целях устранения недобросовестной конкуренции. Но обязательными условиями для легального ввоза товаров в эту страну являются следующие:
- Товарный знак должен быть нанесен на продукцию либо самим правообладателем, либо лицом, с котором заключен лицензионный договор.
- Товарный знак в зарубежной стране происхождения товара и в Японии зарегистрирован на одно и то же лицо.
- У ввозимых товаров нет существенных отличий по качеству по сравнению с той же продукцией, реализуемой на зарубежном рынке.
Законодательство США в этой области не так однозначно. На практике применяется аналогичный подход, как в Японии: если товар не является поддельным, то параллельный импорт разрешен. В то же время у зарубежного производителя есть эффективные инструменты борьбы с параллельным импортом: если он внесет свой товарный знак в списки Таможенной и пограничной службы и укажет, что продукция для американского рынка имеет определенные свойства, то такой импорт будет признан незаконным.
Официально же в США еще в 1920 гг. была признана доктрина «первой продажи», которая устанавливает национальный режим исчерпания прав.
В Европейском союзе действует региональный режим, который сформировался в 1950-е гг. Параллельный импорт ограничен территорией союза: если товар выпущен на рынок одного из государств ЕС, то он может свободно импортироваться в другие страны союза.
Параллельный импорт в России в 2022 году
В марте 2022 года, более 200 иностранных компаний объявили об уходе с российского рынка или о приостановке своей деятельности. Странами Запада введены 6 пакетов экономических санкций (по состоянию на начало июня 2022 г.).
29 марта 2022 года Правительство РФ приняло постановление №506, по которому разрешается параллельный импорт в Россию – ввоз оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей товарных знаков. Ответственность за такой импорт отменяется. Эта мера введена с целью насыщения российского рынка востребованной продукцией, удовлетворения потребительского спроса и сохранения устойчивости российской экономики в условиях жестких санкций.
7 июня этот законопроект был принят Государственной Думой в I чтении. В ходе обсуждения законопроекта отмечалось, что пока он будет действовать только в 2022 году. Если санкции Запада сохранятся, то данная норма также будет продлена по срокам действия. Дальнейшее рассмотрение законопроекта будет происходить во втором и третьем чтении Госдумы, после чего его должен подписать Президент РФ. Ожидается, что законопроект может вступить в силу уже в июле.
Легализация параллельного импорта не означает узаконивание оборота контрафакта. При незаконном использовании зарегистрированного товарного знака правообладатель по-прежнему может отстаивать свои интересы.
Какие товары можно ввозить без разрешения правообладателя
Список продукции, которая разрешена для параллельного импорта, разработан Минпромторгом и утвержден приказом №1532 от 19 апреля 2022 года. Он включает более 50 групп товаров. В том числе разрешается параллельный импорт автомобилей Land Rover, Jeep, Jaguar, Chrysler, Bentley, Cadillac, Tesla, Volvo.
Из потребительских товаров будет разрешен ввоз всех брендов одежды и обуви, некоторые бренды бытовой техники («Philips», «Siemens», «Electrolux»), а также техника фирм HP, Canon, Epson, Xerox.
Правовые риски и недостатки
Основные положительные эффекты от предлагаемой меры состоят в сохранении стабильности рынка, снижении цены для потребителей и устранении монополизации зарубежных компаний. Как отмечают специалисты, сейчас те брендовые товары, которые внесены в список ТРОИС и контролируются таможней, стоят дороже на 20-30% (например, бренд «Samsung»). Ожидается, что наибольшее снижение цен будет на лекарственные препараты, парфюмерно-косметическую продукцию, автомобили и запчасти к ним, одежду.
Однако разрешение на параллельный импорт может повлечь за собой и негативные последствия:
- Скорее всего, производители оригинальной продукции откажутся от гарантийных обязательств и официальных сервисных центров. Станет невозможной замена и возврат товара ненадлежащего качества.
- Возрастет количество мошеннических схем, так как при параллельном импорте легче сбыть контрафактные товары. Возрастет риск приобретения потребителями некачественных товаров.
- Возможно, будет ослаблена позиция отечественных производителей, которые работают в эконом-сегментах.
- У таких товаров также будет отсутствовать сертификация, техдокументация на русском языке, и они не будут удовлетворять российским стандартам.
Правообладатель товарного знака, так же, как и раньше, может предъявить иск в суд по факту незаконного использования его товарного знака и получить компенсацию (за исключением параллельного импорта). Такое право возникает только в том случае, если товарный знак зарегистрирован в «Роспатенте». Принятие вышеуказанного проекта не означает возврат «стихийного» рынка. Патентные поверенные бюро Ezybrand помогут вам получить государственное свидетельство на товарный знак и защитить права на свой бренд.
👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!